Интервью с региональным координатором федерального проекта «Единой России» «Старшее поколение», председателем Комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению Думы Югры Владимиром Семеновым.
В последнее время возобновилась общественная дискуссия о роли отца в системе семейных ценностей.
На днях заместитель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь направила депутатский запрос министру труда и социальной защиты, в котором указывает на необходимость социальной поддержки многодетных мужчин, которые воспитывают двух и более детей без матери, в частности право на досрочную страховую пенсию по старости. Сейчас такое право предусмотрено только для многодетных матерей.
Кроме того, появились публикации, что в России возможен так называемый «отцовский капитал» — субсидия на третьего ребенка. Получить ее можно будет при условии, что все дети рождены и воспитываются в одной семье, а их родители находятся в браке. Такое предложение содержит доклад комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства. При этом «отцовский капитал» станет дополнительной мерой к материнскому капиталу.
______
Разговор с парламентарием начался с обсуждения последних общественных инициатив.
Семенов В.Н. Возможно я несколько разочарую и сниму актуальность предложенной темы, но уверен, дискуссии о роли отца – это такой своеобразный признак стабильности. Когда эта тема выходит на первый план и появляется в топе новостей, значит в обществе достигнут баланс интересов и сняты острые противоречия. На мой взгляд вся эта проблематика – защита отцов и разговоры об авторитете главы семьи, возникает, когда другие проблемы отходят на второй план. Защита отцов… даже звучит немного нелогично. Мне по душе известное высказывание Фрейда о том, что у ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите. Традиционный взгляд на мужчину и отца, как на опору, защитника, добытчика ближе большинству мужчин в нашей стране. Не случайно ведь, после того, как в 2007 году мужчины получили право на отпуск по уходу за детьми, так называемый – декретный, наши мужчины практически не пользуются им.
Корр. Затронутая проблематика все шире выходит на первые страницы СМИ. Можно предположить, что готовятся некие законодательные инициативы в этой области. Не выглядит случайным и недавний опрос ВЦИОМ на эту тему, согласно его данным, большинство соотечественников выразили поддержку идеи предоставлять отцам недельный отпуск после рождения ребёнка. Такую меру одобрили 79 % респондентов. На ваш взгляд сегодня отцы ущемлены в правах?
Семенов В.Н. Согласен с теми, кто говорит о некоторой надуманности дискуссии – кто из родителей важнее. Эксперты свидетельствуют о некорректности любого сравнения родительских миссий. Присутствие матери для новорожденного – это вопрос жизни, особенно в первые дни и недели. И никакие постановления, законы или указы о роли отца, не изменят этого. Значение отца не нуждается в искусственной поддержке, каждый из родителей незаменим для ребенка. Мне ближе традиционный взгляд на роли матери и отца в воспитании: мамы больше отвечают за подготовку к жизни в семье – отношениям, воспитанию чувств, а отцы берут обязанность подготовить ребенка к жизни в социуме. В этом плане никто и никогда не может ограничить влияние отца, я вижу проблему в другом. Мальчиков надо учить и готовить не только к защите рубежей, карьере или спорту, они должны быть готовы к самой главной своей миссии – стать опорой семьи и детей.
Корр. А что касается мер поддержки обоих родителей?
Семенов В.Н. Обновленный вектор социальной политики четко направлен на решение демографических проблем, поэтому семьи с детьми в центре внимания, родители могут рассчитывать на серьезные выплаты из Фонда социального страхования. Но отдельное внимание отцам – это скорее дань мировому тренду. Если проанализировать положение дел у нас, увидим: несмотря на то, что наше законодательство не выделяет в отдельную группу одиноких мужчин с детьми и, насколько помню, даже нормативно такое понятие как «одинокий отец» не закреплено, однако правовой статус обоих родителей не отличается. Одинокий отец пользуется теми же правами и пособиями, что и одинокая мать. Он, к примеру, вправе получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Одинокий папа имеет возможность обращения за материнским капиталом, на получение единовременного пособия при рождении, а также на ежемесячное пособие до совершеннолетия ребенка. Отцы точно так же могут получить компенсацию на оплату детского садика и даже имеют право на пенсию по потере кормильца, в случае смерти матери его детей.
Корр. А сложившийся образ отца нуждается сегодня в специальной корректировке, в эдаком пиаре пап?
Семенов В.Н. Напомню, в национальной Концепции государственной семейной политики до 2025 года поставлена задача повышения роли отцов и обозначена вполне понятная цель – формирование позитивного образа отца. Возможно для общества и в частности – для развития института семьи сегодня гораздо важнее именно формирование образа мужчины, как главы семьи – опоры и защитника. Не стоит забывать, что мы прошли через сложные периоды – войны, конфликты, разрушение СССР, а это порождает избыток агрессии, которая исходит от мужчин. Но времена меняются, сегодня образ сильного мужчины включает такие качества как заботливый и ответственный. Кроме того, защита брака и института семьи усиливаются предложенными поправками в Конституцию. Государство обязуется обеспечить защиту традиционных семейных ценностей. И это очень важная мера, учитывая известные тренды современного западного мира.
Корр. Как вы относитесь к тому, чтобы в России появился официальный праздник День отца?
Семенов В.Н. И пусть будет выходным! В таком ключе обсуждать роль отцов готов с удовольствием, но выносить проблему в первые строчки сегодняшней повестки, думаю – излишне. Понимаете, любые новшества приходят через разрушение устоявшихся стереотипов, таков закон обновления, именно поэтому я сторонник эволюционных поступательных изменений, если они оправданы, прогрессивны и естественны. Наш менталитет, наша история и традиции учат, что мать в жизни человека – абсолютное начало, и любая социальная конкуренция за этот пьедестал, на мой взгляд, разрушительна. Женщина всегда была и будет хранительницей семейного очага, а отец — это добытчик для семьи, защитник для домочадцев и наставник для детей. Поэтому, вы не найдете во мне единомышленника и радетеля за так называемое выравнивание роли отцов и матерей. Но я категорически против каких-либо гендерных привилегий в воспитании, а тем более в общении с детьми, но это уже другая тема. Подводя итоги нашей беседы, могу сказать, что вряд ли проблема защиты отцов возглавляет главные вопросы в насущной повестке и требует безотлагательного решения. Хотя, еще раз подчеркну, институт отцовства, точно также как и любой другой, должен меняться в ногу с прогрессом.
____
Фото миниатюры: pixabay.com