Еще полвека назад Фидель Кастро назвал олимпийское движение пережитком колониальной системы. Кубинский лидер оказался прав: двойные стандарты МОК, сращение международных организаций с крупным капиталом и создание правовых межгосударственных норм позволяют использовать спортивные комитеты и международные федерации в качестве рычага давления. Что и происходит сегодня, когда под санкциями оказались наши спортсмены.
Мы продолжаем разговор о политической подоплеке грядущей Олимпиады в Париже, а именно – притеснении наших и белорусских спортсменов, а также о дискриминационной позиции МОК.
Наш собеседник – вице-президент исполкома Федерации спортивной борьбы России, президент и учредитель «Федерации спортивной борьбы ХМАО – Югры», организатор крупного Международного турнира по вольной борьбе, который состоялся в 18-й раз – ВЛАДИМИР СЕМЕНОВ.
– Владимир Николаевич, вы неоднократно озвучивали свою позицию: нейтральный статус для спортсменов неприемлем, лучше бойкот Олимпиады и участие во Всемирных Играх Дружбы под своими национальными флагами.
– После заявления МОК об отстранения Олимпийского комитета России, стало очевидно, по какому бы сценарию не развивались события, российские и белорусские спортсмены, которые доберутся до Парижа, будут выступать без гимна и флага, но и это не самое страшное. Почитайте документы – какие драконовские требования выдвигают международные союзы для предоставления статуса нейтрального индивидуального спортсмена! Претендентов проверяют вплоть до их высказываний в прессе и соцсетях. Надо понимать, что наши участники окажутся в недружественной среде с урезанными правами. И вот здесь, боюсь, их ждут неприятные сюрпризы и даже ловушки.
Не исключено, что каждому предложат накануне стартов подписать некие политические декларации. И представьте себе участника, который затратил огромное количество сил, энергии и средств… нет, не для достижения физических рекордов, а для простой возможности выступить на чужой Олимпиаде… и вдруг перед ним возникнет альтернатива: или подписать некую бумагу-пропуск за несколько часов до выстрела стартового пистолета, или же покинуть олимпийскую деревню! Каково будет состояние атлетов перед стартом и, кстати, нельзя сбрасывать со счетов возможные последствия. Почему мы об этом не говорим?
Поэтому, считаю, пришло время защитить ребят от опасностей в этой большой политической игре, в которую они могут попасть в своем естественном стремлении выступить на самых престижных соревнованиях. Гораздо благороднее принять всю тяжесть отказа от участия в Олимпиаде не самим спортсменам, а федерациям и союзам.
– Но почему тогда столь тяжелое решение не должен взять на себя федеральный центр, министерство спорта, например?
– Россия демонстрирует очень последовательную и понятную стратегию взаимоотношений с МОК и международными спортивными организациями. Мы заявляем, что спорт должен быть вне политики, поэтому государство последовательно отстаивает свободу выбора и отвергает путь запретов, а тем более, давления и политического шантажа. Даже в ответ на ущемление собственных интересов. И, поверьте, это очень серьезный аргумент чтобы данная дилемма – участвовать или нет, оставалась в рамках личностного выбора каждого спортсмена.
Но профессиональные и общественные объединения спортсменов могли бы взять ответственность на себя! Тем самым сняв груз выбора с самих атлетов, не искушенных в политических пасьянсах, которые могут их поджидать в Париже.
– Появилась информация, что Вы продвигаете инициативу – поддержать реальных претендентов на медали, которые откажутся от участия в международных турнирах без флага.
– Речь о начинании, с которым могла бы выступить любая спортивная федерация. Мы с коллегами пока неофициально рассуждаем о поощрении спортсменов, которые готовы добровольно отказаться от выступления в нейтральном статусе.
Во-первых, тем самым мы поднимаем представительство состязаний, которые проводятся в России, во-вторых, спортсмен, отказавшийся от участия под белым флагом, получает достойную компенсацию: как в денежном эквиваленте, так и в рейтинге, плюс общественное поощрение в прессе.
Таким образом, формируется добровольное движение, которое позволит спортсменам декларировать свою патриотическую позицию. Такая инициатива снизу, поддержанная федерациями и спортивными союзами, могла бы поставить в общественном споре точку.