Об этом рассуждают эксперты на страницах РЭУ Аналитики . Динамика роста цен на авиабилеты, согласно информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, показала новый «антирекорд», превысив установленный 11 лет назад.
Динамика восьми месяцев текущего года, в шесть раз превысившая целевой порог инфляции, подобным объяснениям не поддается.
Причины такого бешеного «разгона цен», пик которого наблюдали в августе ,эксперты объясняют:
Во-первых, «сезонная» составляющая. Перевозчики отыгрывают предстоящий зимний «провал» повышенным ценовым предложением.
Во-вторых, ростом внутренних цен на топливо в период с января по октябрь 2018 года.
Причем следует отметить, что указанный рост цен на топливо прекратился, начиная с ноября 2018 года. Причина – вмешательство Правительства в ситуацию через заключения «мирового» соглашения с нефтяниками на основные виды топлива.
Но авиационный керосин не попал в периметр действия соглашения сторон (эта проблема была обозначена лишь в конце июня текущего года), что, в свою очередь, сказалось на продолжении динамики роста цен на него.
Однако следует также проанализировать и факторы «ручного управления» ситуацией. Так Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) инициировала запрос на выделение денег из бюджета: через механизм демпфера – 8-9 млрд рублей, а также единовременно – еще 23 млрд рублей. Цель – компенсация убытков авиакомпаний, возникших в прошлом году на фоне роста топливной составляющей издержек.
“На наш взгляд, эта инициатива выглядит неоднозначно, поскольку бюджетом уже были выделены средства для стабилизации рынка (в виде субсидирования внутренних перелетов). Получается, что запрос на дополнительные средства предполагает «двойное субсидирование». А такой подход ставит под сомнение эффективность управления бизнес-процессом на уровне конкретных компаний” – сообщает издание.
“В любом случае – продолжает издание, – «перекос» в динамике цен, который произошел в течение первых восьми месяцев текущего года, оценивается в качестве «недопустимой» ситуации. Поэтому сентябрьское и последующее их снижение выглядит вполне нормально, а вот возможные темпы последующего «сезонного» роста будут оцениваться на уровне Правительства, и вмешательство в процесс не заставит себя ждать в случае, если это будет необходимо”.