Предлагаем вниманию разговор с общественным деятелем, депутатом Думы Югры ВЛАДИМИРОМ СЕМЕНОВЫМ.
– Владимир Николаевич, эксперты по-разному оценивают законодательные новеллы, и помимо очевидных плюсов указывают на возможное дистанцирование власти от рядовых жителей.
– Говорить о совершенствовании вертикали власти вне контекста разворота внутренней политики к проблемам регионов, усиления социальной направленности и повышения внимания к потребностям всех слоев населения было бы неправильно. Преодоление перекосов и неравенства территорий невозможно без планомерной смены рычагов управления на региональном уровне, в том числе сокращения избыточного количества властных этажей и дублирующих структур, что тормозит развитие муниципалитетов.
– В результате преобразований будут упразднены Советы и администрации сельских поселений?
– Но ведь, не случайно так долго идет согласование положений законопроекта, не прекращается обсуждение. В первом чтении он был принят еще в январе 2022 года, а срок предоставления поправок ко второму чтению несколько раз переносился. Сегодня многие регионы меняют внутреннее правовое поле именно для того, чтобы перейти на одноуровневую систему МСУ. Что касается нашего округа, да, новая модель предполагает упразднение в населенных пунктах районного значения функций администраций и должностей глав сельских поселений, но при этом в Югре идет кропотливая работа по сбору и анализу опыта тех регионов, в которых решились на эксперимент. Риски определили и поставлена задача сохранить открытыми двери местной власти: во главу угла ставится ее доступность с целью создания условий для оперативного реагирования на любые запросы каждого жителя.
– Есть ли какие-то конкретные особенности окружной «дорожной карты»?
– Могу говорить о своей позиции: я активно выступаю за взвешенный подход к любой оптимизации. На собственном опыте, руководя Нефтеюганском районом, знаю, что для местной власти необходим живой и бесперебойно работающий механизм диалога с жителями, а также постоянный мониторинг болевых точек во всех сферах жизни, и самое главное – мобильный резерв для моментального реагирования.
В основе подобного механизма сложная система взаимоотношений через множество горизонтальных связей – общественные организации, ветеранские сообщества, землячества, «серебряных волонтеров», социальные НКО, а также через прямое общение с лидерами мнений и общественными активистами, которые участвуют в мероприятиях, социальных проектах и других начинаниях, именно они создают особую атмосферу территории.
В Нефтеюганском районе работает старейшая в округе благотворительная организация – фонд «Благодарность». Именно через эту структуру, которая 24 часа 7 дней в неделю находится в прямом контакте с местными жителями, создаются прочные общественные связи, позволяющие власти быть в курсе проблем конкретных людей, реагировать на любые трудности. Обратная связь в районе выстраивалась не сразу, налаживалась годами и все это необходимо сохранить. Предстоящая реформа местного самоуправления даст объективную оценку управленческому резерву, который формировался на каждой отдельной территории.
– Если говорить о Нефтеюганском регионе, как бы Вы определили стратегию развития столь сложной агломерации?
– Нефтеюганск, Нефтеюганский район и город Пыть-Ях неразрывно связаны: это и транспортная инфраструктура, и отраслевые предприятия – главные налогоплательщики, но города и поселки имеют собственные яркие индивидуальные черты в стратегии развития. Именно из разности концепций развития и надо исходить в выстраивании перспектив.
– Нефтеюганский район и Нефтеюганск за последние несколько лет превратились в заметные спортивные центры, они известны далеко за пределами округа…
– Многолетний опыт проведения спортивных турниров различного уровня, в том числе международных, показал огромный потенциал спорта. Это мощнейший стимул для роста привлекательности и узнаваемости наших муниципалитетов. Затраты на спортивные соревнования возвращаются не сразу и не только финансами. В результате создания здоровой соревновательной атмосферы в муниципалитете, происходит закладка фундамента для развития малого бизнеса, растет инвестиционная привлекательность, что влечет создание рабочих мест и новых точек роста.
Другой пример – рекреационные ресурсы. Огромный потенциал заложен в проекте «Священная кедровая роща» – объекте, который в «Карте развития Югры». Этот ансамбль из археологических и этнографических объектов, входящих в состав достопримечательного места «Сырковый Сор», находится в Салыме. Благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов создан эскизный проект музея «Священная кедровая роща», что бесспорно станет туристическим магнитом не только в районе, но и округе.
Еще пример – единственный стационарный зоопарк в округе, который находится в Центре туризма и отдыха «Парус». Зоопарк сегодня переживает коренную реконструкцию. Сейчас работаем с архитекторами и инженерами над расширением вольеров для крупных хищников. Ждем, кстати, скорого прибавления в семействе тигров.
Новое строительство коснется конюшни, крытого манежа и площадки для конных прогулок.
Кроме того, меняется ландшафт территории: летом прошлого года был создан искусственный водоем, куда выпустили мальков ценных пород рыбы, в планах – создание открытого центра разведения рыбы, что бесспорно будет интересно и познавательно посетителям.
Напомню, Югра – в тройке лидеров среди регионов УрФО по темпам развития туристической отрасли. Это результат усилий руководства региона, которое совместно с Фондом развития Югры и бизнес-сообществом нашли самые перспективные точки роста.
– Нет ли опасности, что со сменой структуры местной власти, могут не сохраниться эти уникальные самобытные черты малых территорий?
– В новой схеме управления четко просматривается направленность на повышение роли, ответственности и возможностей жителей. Большие надежды возлагают на самоорганизацию граждан по месту жительства. На эту идею работают возможности коммуникаций – социальные сети, создание чатов и сообществ соседей. Принимать решения будут с помощью собраний, для этого необходимо будет зарегистрировать устав ТОСа. Я уверен, что преобразования в этой сфере назрели давно, сокращение кабинетов и дублирующих структур будет только на пользу, но как будет проводиться реформа – во много зависит от позиции субъектов Федерации. Нет сомнений, что Югра выберет оптимальные решения.
Фото превью Ермак-инфо.рф