После резкого пикирования с начала пандемии авторынок стал приходить в себя. При этом существенный прирост в объемах (более 100%) и, соответственно, доле продаж на фоне роста цен получили китайские автомобили. Но хватит ли у покупателей средств? Об этом в статье доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олега Чередниченко.

Заговор дилеров?

Если сравнить ситуацию на авторынке с экономикой в целом, то можно применить такую формулировку: с начала пандемии на рынке начался процесс стагфляции  существенное падение объемов выпуска при одновременном галопирующем росте цен (можно смело заявить, что средний рост цен на авторынке с марта 2020 года составил около 100%, а по ряду брендов превзошел и этот показатель).

Возникшая ситуация дефицита при повышенном спросе со стороны потребителей даже на фоне высоких цен стала использоваться дилерами для покрытия убытков, сформированных в период локдауна. И пока это им удается сделать весьма эффективно.

В особо комфортном положении оказались продавцы, «покрывающие» несколько брендов: от эконом-класса до премиум  ведь в последних наценки за «дополнительные услуги» (и кавычки здесь не случайны  порой за ними не стоит сколь-нибудь серьезное «наполнение») может составлять до 25% базовой стоимости автомобиля. Безусловно, в краткосрочном периоде это позволит решить текущие финансовые проблемы и, возможно, сформировать запас финансовой прочности.

Но если посмотреть в периоде долгосрочного планирования, то дилеры развернули кампанию против себя: те, кто особенно отличился в процессе «выжимания» средств из клиентов, вряд ли могут рассчитывать с их стороны на повторную покупку и рекомендацию знакомым.

Тренды-2021

За три квартала 2021 года продажи выросли на 15% к аналогичному периоду прошлого года. Но прорывом это назвать нельзя, поскольку сравнение идет с низкой базой периода, значительная часть которого пришлась на полный локдаун. Что же мы имеем сейчас и на перспективу ближайших 45 месяцев:

1. Цены на автомобили продолжают расти на фоне сохраняющейся стоимости ресурсов  ведь инфляционные процессы пока продолжаются и в мире, и в России (хотя российский ЦБ уже перешел к нейтрально-сдерживающему монетарному курсу, установив ключевую ставку на отметке в 7,5%, эффект мы сможем увидеть не ранее начала следующего года).

2. Дефицит, усиливающий тенденцию роста цен, сохраняется, и рынок вряд ли «нащупает» баланс ранее середины 2022 года.

Что дальше
Объем продаж может сохраниться на текущем уровне в случае, если рост цен снова не перейдет в ситуацию «шоковых скачков». Дилеры не располагают традиционным для «доковидного» периода стоком автомобилей на своих складах, а значит ожидать предновогодних, новогодних и постновогодних распродаж потребителю уже не имеет смысла.

При этом для потребителя возникает небольшой «плюс» (в гуще уже сформированных «минусов»): дилеры не располагают возможностью манипулирования ценой (в ожидании ее роста) через удерживание остатков на складах  их просто нет. Доля автомобилей, продающихся в кредит, вряд ли изменится  просто возрастет нагрузка на кошелек потребителя через процентные/непроцентные расходы при обслуживании кредита. Рынок сохранит режим «ожидание стабилизации».

Тем не менее, позитивные перспективы сохраняются: на фоне массовой вакцинации мир, вероятнее всего, в течение ближайшего полугодия выйдет из-под эпидемиологического давления, вернется насыщение авторынка недостающими компонентами и самими автомобилями. В результате рынок вернется к стабильному функционированию и возникновению тенденции реального роста.

 

Фото pixabay.com