Мы продолжаем публикацию статей студентки магистратуры Университета ИТМО, будущего бизнес-аналитика ЕВЫ СМИТ, посвященных осмыслению инноваций постоянно меняющегося мира.  Сегодня речь о “новом старом” явлении в искусстве – анонимности. Отсутствие имени автора произведения как сознательного художественного акта, существовало во все времена, но никогда подобный метод творческого исследования действительности не был столь актуален, как сегодня.

В сегодняшнем мире, где цифровая реальность  угрожающе отвоевывает личное пространство,  персональные данные становятся не просто метрикой, условным обозначением или “бумажным зеркалом”, а вполне самостоятельным феноменом, зачастую подменяя человека. Порой достаточно два-три десятка цифр личных данных и уникальных кодов, чтобы “жить” и функционировать в социуме, не вступая в прямые коммуникации и взаимодействия с людьми.

Анонимность в современном искусстве – яркий художественный акт, который становится самостоятельным явлением. Пока этот феномен в зоне неформального искусства, и даже – в области художественного бэкграунда. Флер таинственности и сокрытие имени автора – своего рода манифест свободы от сетевой иерархии или  общества в целом, это не салонное “искусство ради искусства” и даже не уход в собственную знаковую систему башни из словной кости.

Одним из самых известных художников-аукционистов, который своими громкими акциями возвел анонимность на пьедестал, где ранее обитали только “идолы” поп-культуры, неустанно подогревающие интерес к своему творчеству именно своей личной жизнью, стал таинственный  британский  стрит-арт художник Бэнкси, его жизнь и настоящее имя никому неизвестно…

Но этим делом не ограничилось. Появились загадочные авторы в литературе, документальном кино и даже в разговорном жанре.

Психологи подтвердят: личность автора становится более интересна, когда оставляет зрителю поле для фантазии, человек готов поверить создателю фантазии, если улавливают в его произведение что-то понятное и близкое, тогда он легко наделяют автора личностными чертами тех, кому верит.

Сегодня в  сети набирает популярность хештег «феррантемания» или «лихорадка Ферранте» (#Ferrantefever). Кто она?

Элена Ферранте – современная итальянская писательница… Собственно, на этом вся точная информация о ней заканчивается. Писательница общается с издательством и журналистами исключительно по e-mail, отказываясь от какой-либо публичности, предпочитая оставаться анонимным творцом.

Так Ферранте стала Шекспиром нашего времени, который тоже оставил множество вопросов о своей личности. Общественность строит различные гипотезы, устраивает расследования, чтобы разгадать тайну, кто же все-таки скрывается под псевдонимом Элены Ферранте?

Одни склоняются к версии, что под фамилией Ферранте прячется супружеская пара Сандро Ферри и Сандра Оццола, возглавившие итальянское издательство Edizioni e/o, в котором изданы книги Ферранте. По другой версии журналиста Клаудио Гатти под псевдонимом скрывается Анита Райя, жена неаполитанского писателя Доменико Старноне.

Гатти провел целое расследование, и его теория основывается на налоговых декларациях, дело в том, что покупка недвижимости Анитой Райей совпадает с предположительной выплатой авторских отчислений издательством Элене Ферранте.

Но, как бы то ни было, подтверждений ни одна из гипотез не получила, автор так и продолжает выпускать шедевры из-под своего пера совершенно анонимно.

Самую большую популярность произведений Ферранте получил сборник из четырех книг, так называемый «Неаполитанский квартет». Первая книга вышла под названием «Моя гениальная подруга», она сразу стала бестселлером во многих странах мира и привлекла огромный интерес к Неаполю. Я бы даже сказала, что главным героем данного произведения является сам Неаполь. История начинающаяся в 1950-х и заканчивающаяся в 2000-х г повествует о двух лучших подругах, которые пытаются жить в предложенных условиях. Во избежание спойлеров, не буду делиться выводами и умозаключениями, лишь предупрежу: запасайтесь ромашковым чаем, потому что переживать и нервничать за судьбы героев придется много.

Но разговор, конечно, не о достоинствах литературы, а о том, что вам постоянно будет не хватать портрета автора на первой страничке. Сначала это не мешает, а потом вдруг поймете, что у вас сам по себе сложился вполне конкретный образ – из тех “знаков – мостиков”, которые возникают из авторской интонации, рассуждений, наблюдений.

Вывод неожиданный, но в то же время простой и естественный: наверное, мы не готовы к общению через толстую броню: безымянность, через цифры, коды и условные символы, нам необходимо лицо собеседника, его мимические морщины и признаки возраста – то, что рассказывает о характере человека, его судьбе. Не сухими строчками автобиографии – а гораздо более правдиво – через его глаза.

 

 

Изображение Leandro De Carvalho с сайта Pixabay