Пандемия ударила по печати. Постепенное угасание интереса к печатным газетам с развитием социальных сетей и интернета уже стало тенденцией. При этом многие столпы отечественной газетной и журнальной печати, такие как «Российская газета», журнал «Эксперт», «Независимая газета», «Коммерсантъ», еще пытаются поддерживать марку и сохранять бумажные версии, как и их западные коллеги из The Washington Post, The New York Times, The Wall Street Journal, немецкой Süddeutsche Zeitung, британской The Times. Однако пандемия оказала серьезное негативное влияние на рынок печатной прессы.
По итогам I квартала 2020 года, по данным АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), печать потеряла 22% доходности рекламных бюджетов. И это стало лишь продолжением негативных тенденций. В 2019 году печатные СМИ потеряли 17%, а в 2018-м — 12% доходов. С разгаром пандемии ситуация резко ухудшилась. Во II квартале доходы газет упали на 78%, а журналов — на 55%.
В целом доходы федеральных изданий от рекламы в первой половине 2020 года составили 3,3 млрд руб., сократившись на 43% по сравнению с этим же периодом 2019 года.
Бюджеты для всех типов СМИ плавно снижаются от месяца к месяцу, а самым сложным в первой половине 2020 года для них стал июнь. Схожая динамика наблюдается в печатных ежемесячных журналах, где доходы от рекламы занимают более 60% в структуре бюджетов. Это вполне объяснимо: именно там самая высокая концентрация рекламодателей класса люкс.
Блогеры-конкуренты. Блогеры и интернет-издания, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, становятся еще одной угрозой для современной прессы. Чтобы редактор газеты или журнала пропустил в печать ту или иную статью, журналист должен вести долгую и кропотливую работу: искать и систематизировать факты, мнения и комментарии. Блогеру же достаточно оказаться в нужное время в нужном месте и начать вещание, транслируя непроверенную и даже провокационную информацию. При этом просмотры у блогеров зачастую больше, чем тиражи традиционных изданий, соответственно, они претендуют на значительные рекламные суммы.
Конечно, скандальными и заказными публикациями не брезгуют и печатные издания, но все-таки тягаться в эффектности и скорости подачи хайпа с блогерами и интернет-каналами ни газеты, ни журналы не могут.
Что будет? Времена безраздельного доминирования печатных СМИ и телевидения прошли, основные рекламные бюджеты перетекают в интернет и социальные сети. Печатные издания неизбежно будут сокращаться, но за счет собственных интернет-каналов, приносящих основной доход, смогут оставаться на рынке. СМИ должны адаптироваться к новой реальности, некоторые издания уже в этом преуспевают. Не уловившие тренд — исчезнут.