Интервью с региональным координатором федерального проекта «Единой России» «Старшее поколение», председателем Комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению Думы Югры Владимиром Семеновым.
Корр. Владимир Николаевич, согласно опубликованным данным, на выплаты страховых пенсий по старости в прошлом году ушло 6,8 трлн рублей. При этом денег ПФР не хватило, дотации госбюджета составили более полутора триллионов. Это действительно какая-то масштабная и неординарная ситуация, какой-то серьезный удар по экономике?
Семенов В.Н. Это примерно 6% ВВП. Во многих странах на пенсии закладывается больше 10%, но неординарность нашей ситуации в серьезной демографической «яме», наша история все-таки отличается от западных соседей, которые не понесли таких потерь, как СССР в годы войны, да и позже – в лихолетья различных потрясений и перемен. Согласно прогнозам, через десять лет пенсионеров будет больше, чем работающих. Однако проблема не в том, что пенсионеры «во сколько-то» обходятся экономике, а в том, как устроена наша пенсионная система. Сегодня вся тяжесть расходов ложится на работающее население. У нас не развивается накопительная часть пенсии. Но если перестать смотреть на пенсии, как на обузу для бюджета, если подойти к потребностям старшего поколения с полным вниманием, и использовать мировой опыт – станет очевидным, что эта новая сфера деятельности, способная «вытащить» несколько направлений экономики.
Во многих странах обслуживание пожилой части населения сформировалось в отдельные отрасли, дающие очень большие обороты. Огромные прибыли получают фармакология, лечебные центры, оздоровительные комплексы и предприятия, выпускающие средства и оборудование, помогающие продлить долголетие. Это огромный рынок услуг, связанный с досугом, спортом, развлечениями и путешествиями. Но для этого надо сделать так, чтобы пенсионер стал платежеспособным, проще говоря, богатым членом общества. И для этого требуется сделать следующий шаг – помочь повысить их доходы.
Корр. Наших пенсионеров точно нельзя назвать иждивенцами. Очень скромные пенсии заставляют людей искать возможность подработать. Согласно данным, сегодня в стране зарегистрировано 46 миллионов пенсионеров, и пятая часть из них продолжает работать…
Семенов В.Н. Наши пожилые люди полны сил и энергии. Когда мы проводим конкурсы или фестивали, в которых требуется приложить силы, таланты, энергию – зрители не перестают удивляться нашим активистам. Может это особенность северян, но, думаю, во всех регионах люди старшего поколения могут и хотят проявить себя. Да, вы правы, пенсии зачастую недостаточно, чтобы вести активную интересную жизнь, слетать за рубеж, путешествовать, но помимо заработка, люди стремятся к общению, просто хотят приносить пользу.
В Минтруде рассказали, что с начала 2019 года службы занятости по всей стране направили на обучение новым профессиям порядка 90 тысяч предпенсионеров. Эта цифра красноречиво говорит о том, что люди готовы к переменам и полны сил. Почему же мы не хотим использовать энергию этих людей, тем более что ученые недавно заявили: нынешние 65-летние по «уровню старения» сравнимы с 30-40-летними начала прошлого века?!
Корр: А наши пожилые земляки проявляют активность? Стремятся получить новые компетенции, чтобы найти работу?
Семенов В.Н. На недавнем совещании по реализации федерального партийного проекта «Старшее поколение» поднималась тема профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. В Югре такое профобучение прошли почти 1200 человек. За три года в органы службы занятости обратилось более 9 тысяч человек такого возраста.
Корр: В начале разговора Вы сказали, что пенсионеры могут стать не только потребителями услуг, но и инициировать их. Речь о волонтерах или тех, кто предлагает коммерческие услуги? Тема на самом деле новая, нас ведь постепенно приучили к мысли, что выплата пенсий – тяжелая «ноша» для бюджета.
Семенов В.Н. Пенсионеры готовы работать не только по найму, но и рисковать, среди них все больше тех, кто создает стартапы: открывают кафе, затевают различные фестивали, учреждают фонды. По данным Росстата, предпринимателей в возрасте от 50 до 72 лет – около полутора миллионов человек. Это, конечно очень небольшой процент от общего количества предпринимателей. К примеру, в США и Великобритании предпринимателей старше 50 лет – четверть от общего числа бизнесменов. Здесь еще предстоит много сделать как на федеральном уровне, так и в регионах.
Корр: Что нам мешает догнать и перегнать Америку?
Семенов В.Н. Основные препятствия на этом пути для пожилых людей – это нехватка знаний и начального капитала. Если говорить в масштабах страны, пробелы обучения пытаются восполнить “университеты третьего возраста” Союза пенсионеров России. По статистике самые востребованные направления – курсы компьютерной грамотности и, что особо подчеркну, – финансовая грамотность.
Но главная проблема, конечно, в недостатке средств на развитие бизнеса. Понятно, что кредитные деньги на свой стартап пенсионеру получить непросто. Для кредитного учреждения выдать заем на деловые цели пожилому человеку – определенный риск. Однако сегодня найти такие продукты на финансовом рынке можно.
Не буду рекламировать банки, но мониторинг показывает, что для пенсионеров появились предложения. К примеру, сегодня можно получить от одного до десяти миллионов рублей, их выдают под довольно низкий процент на срок до трех лет. Особо хочу подчеркнуть, что для банка это выгодное и вполне разумное предложение, а вовсе не благотворительность. Прежде всего, учитывая личностные характеристики заемщика – воспитание и внутреннюю культуру представителей старшего поколения, которые отличаются, как известно, дисциплиной и ответственностью. Что касается успешности бизнеса возрастных предпринимателей, я оптимист. Люди, рожденные в СССР, имеют богатый опыт, прежде чем пойти на определенные риски, принимают решение взвешенно и осознанно. Кроме того, они умеют очень эффективно работать в команде. И еще я бы подчеркнул наш, если можно так выразиться, «северный коэффициент» – у нас пенсионеры не боятся перемен, легки на подъем и трудностями их точно не испугаешь.
Корр. Окружное правительство уделяет внимание этой сфере местной экономики?
Семенов В.Н. Давайте называть вещи своими именами. То, о чем мы с вами говорим, пока не стало экономическим явлением. Ни в регионе, ни в целом в стране. Для региона это социальная нагрузка – поддержка начинаний пожилых земляков. И в этом плане уже делается много. При регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя югорчане пенсионного и предпенсионного возраста могут получить от местного Центра занятости единовременную финансовую помощь. Кроме того, пенсионер, организовавший собственное дело, может претендовать на единовременную выплату на создание дополнительных рабочих мест для определенных категорий граждан. Думаю, будущее за созданием и развитием центров, наподобие известных акселераторов и инкубаторов стартапов для молодежи. Уверен, что через несколько лет индустрия для людей, которые находятся на заслуженном отдыхе, станет новой точкой роста региональных экономик. Все предпосылки для этого есть – и растущая активность людей серебряного возраста, и увеличение числа тех, кто готов потреблять такие услуги. Дело за малым – поддержать новый тренд экономики.
Фото участника фотоконкурса «Как молоды мы были» Щеткина П.Ф. – Трасса Уренгой-Помары-Ужгород