Малькевич рассказал о технологии запуска фейков на конкретных примерах. Он отметил, что, сейчас «заходят» такие фейки, что даже не требуется ни аудио, ни видео. Можно просто написать что-то, не проверяя, собрать на этом хайп, аудиторию, свои рейтинги — и все.
«Закон не затрагивает блогеров. Получается, что областное телевидение регулируется направо и налево, и на все, что вы говорите, смотрят через увеличительное стекло — но если вы случайно дадите лживую информацию, взятую из социальных сетей у блогера Пупкина, то вы пострадаете по этому закону, а ему ничего не будет», — передает его слова сайт ОП РФ.
Александра Малькевича поддержал Алексей Столяров из Екатеринбурга, известный как пранкер Лексус.
Он предложил разделять фейки на те, которые направлены на дестабилизацию, приносят вред, и те, которые не несут в себе злого умысла.
«И если со вторыми бороться необязательно, то с первыми, конечно, нужно что-то делать. Это основа нашей информационной безопасности. Вопрос в том, как это делают наши законодатели. Недавно у нас был принят так называемый закон о борьбе с фейками, который, по сути, не работает. Власть проигнорировала профессиональное сообщество, и закон был принят на скорую руку теми людьми, которые не имеют никакого отношения ни к интернету, ни к этой сфере в принципе».
Как отметил пранкер, в законе прописано, что автор любого фейка, который может создавать угрозу для общества, должен быть наказан на административном уровне. В то время как сама формулировка «создающий угрозу» может трактоваться достаточно широко, более того, под это определение можно отнести и шутку, и анекдот.
«Мы работали над первой редакцией законопроекта о фейках. Мы предлагали вводить санкции тогда, когда информация причиняет реальный вред, когда фейк направлен на определенное воздействие», – приводит слова Столярова сайт ОП РФ..
«В нашем законопроекте мы также предлагали привлекать к уголовной ответственности за фейки, но только в том случае, если фейк распространялся злонамеренно и приводил к тяжким последствиям. Однако власть пошла по другому пути. И сейчас у нас проблема в самом законе и его правоприменении».
Александр Малькевич рассказал, что у Общественной палаты нет цели закрутить гайки и все зарегулировать:
«Мы в нашей комиссии считаем, что права должны быть равными у всех распространителей информации, у производителей контента. Если ваш телеканал живет по законам, то почему тогда владелец медийной площадки в соцсетях, в новых медиа, у которого охват такой же или больший, по этим правилам не живет? Надо, чтобы люди отвечали за то, что они говорят и что они распространяют».
Глава Комиссии ОП РФ по СМИ сообщил, что в Европе уже существует подобная практика: «В чинной, чопорной и аккуратной Скандинавии так называемым инфлюэнсерам, то есть властителям дум из „Инстаграма“, запрещают размещать джинсу, потому что понимают, что популярный человек формирует общественное мнение. Он должен существовать по каким-то правилам и законам, потому что, если завтра он начнет всех призывать к противоправным действиям, это должно подпадать под какие-то нормы. Нам рассказывают про то, что интернет — это территория, где все свободны, но это ложь, этого нет. Ты всегда зависишь от хозяев и модераторов той или иной площадки. В том же „Фейсбуке“, популярном у нашей интеллектуальной элиты, есть запрет на сотни слов и разных выражений», — отметил Александр Малькевич.
Журналисты сошлись во мнении, что российское законодательство необходимо корректировать, но главное — привлекать к разработке законов необходимо людей из профессии.
Фото Ермак-инфо.рф: журналисты на международном форуме в СПб.