Государственная Дума 15 октября рассмотрит в первом чтении законопроект о
персонализации тарифов ОСАГО. Он предполагает расширение тарифного коридора, который будет зависеть от степени аварийности водителя.

Как сообщает пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», реформа ОСАГО невозможна без конкурентной среды, но сейчас она сформирована.
Об этом в кулуарах форума Finopolis в Сочи рассказал советник президента
Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов.

По мнению Порватова, время для персонализации тарифов выбрано удачно. «Раньше на
рынке был явный монополист, доля которого достигала 35%. А когда монополисту не
интересен какой-то регион что он делает? Он оттуда просто уходит. И это безусловно представляет риск. Сейчас же ситуация принципиально другая, рынок сбалансирован,
доля крупных игроков составляет не более 10-13%, что говорит о том, что рынок
конкурентен».

По данным РСА, по состоянию на 2019 год в сегменте ОСАГО активно работают около 10
компаний, конкурирующих между собой. При этом первой четверке принадлежит от 10 до
14 % рынка, остальным игрокам – по 2-4 %.

«Таким образом сокращение объемов продаж одного игрока ни на что не повлияет, ведь
рынок тут же займут другие компании. Это одна из серьезных предпосылок к
персонализации тарифов ОСАГО. Вторая – убыточность сегмента стабилизировалась,
работает качественная система гарантирования продаж полисов ОСАГО: Е-гарант и
Единый агент», – сообщил Порватов.

О снижении убыточности свидетельствует снижение судебных выплат. Так, в 2014 году
страховщики по решению судов совершили 434 тысяч выплат. Постепенно эта динамика
улучшалась, и уже по итогам 2018 года сократилась до 283 тысяч.

«Дальнейшая персонализация тарифа позитивно скажется на снижении убыточности,
поскольку компании начнут конкурировать за «хороших» водителей, повышая качество
услуг и сервисов, и поводов судится станет еще меньше», – уверен Порватов.

Ожидается, что это сделает тарифы более справедливыми, ведь аккуратные
автомобилисты заплатят за полис меньше, а аварийные автовладельцы – наоборот получат
повышенный тариф. При этом действующие индикаторы, не влияющие на аварийность,
планируется отменить. Речь идет о территориальном коэффициенте и надбавке за
мощность двигателя.

При этом как отметил заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин, тарифы в
будущем можно полностью освободить. «Я считаю излишним даже тарифный коридор.
Это скорее дополнительный гарант, я бы сказал, психологический. Ведь известно, что
экономика на 50% – психология. Это важно для людей – получить некоторые гарантии
максимально верхнего и нижнего уровня цены. На самом деле, даже если тарифы
полностью отпустить, безудержного роста цен не будет».

Отметим, свободные тарифы действуют в большинстве стран Европы.

 

Фото pixabay.com