Ключевой темой дискуссий на ПМЭФ 2019 стал поиск механизмов исполнения национальных проектов. Точки пересечения интересов искали представители власти, общества и бизнеса. По заявлению оптимистов, исполнение нацпроектов может стать существенным драйвером экономического роста.
Работа над достижением национальных целей развития, определенных в майском указе Президента, ведется уже больше года. Сформированы задачи, определены перспективы, прошли первые месяцы их выполнения. Кроме того, утвержден единый план правительства по достижению заданных Президентом показателей к 2024 году.
Пришло время первых итогов и анализа хода исполнения. На площадках форума этой проблематике было посвящено несколько заседаний и встреч.
Мы обратились к постоянному участнику Санкт-Петербургского экономического форума, нашему земляку, депутату думы ХМАО-Югры Владимиру Семенову с вопросом, который «витал в дискуссионном воздухе» – какие главные риски выявил первый год работы по реализации нацпроектов?
– В механизме их реализации присутствует большой объем внебюджетных источников – по сути это деньги бизнеса и, пожалуй, на сегодняшний день одна из главных задач по созданию оптимальных условий реализации – это «договориться» с бизнесом об активном участие в социальной сфере. На форуме было озвучено довольно много примеров, когда крупный бизнес успешно инвестирует в различные социальные проекты. Однако следует признать, в регионах довольно явно ощущают настороженность малого и среднего бизнеса. Если крупные корпорации нашли точки входа, так как являются участниками диалога с властью, и могут участвовать в выработке правил игры, то средний и мелкий бизнес ждет законодательных гарантий, – сказал депутат думы Югры.
Участники дискуссий отмечали среди главных проблем – недостаток участия бизнеса в нацпроектах, что с трибун объяснялось как следствие несовершенства законодательной базы.
«Мы ждем закон по поддержке инвестиций, чтобы крупные инвестиционные проекты получили поддержку возврата инвестиций на инфраструктуру. Этот законопроект находится в правительстве. (Его принятие) будет хорошим толчком для реализации многих наших проектов», — сказал во время одной из дискуссий на эту тему президент Республики Татарстана Рустам Минниханов.
Вице-премьер по вопросам социальной политики Татьяна Голикова утверждает, что бизнес хочет вкладываться в нацпроекты: «Но для этого должны быть созданы соответствующие институты». В тех отраслях, где они созданы, бизнес вкладывается. Возможность привлечения бизнеса в социальную сферу будет работать когда будут созданы правила игры. При этом вице-премьер подчеркнула, что это функционал губернаторов и мэров городов. По её словам бизнес говорит – мы готовы участвовать в социалке, дайте тариф, но это компетенция регионов. Там где есть тарифы, бизнес идет и зарабатывает на малых объемах. Вопрос – понятных правил игры.
Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, в своем выступлении называл причины, почему бизнес не готов инвестировать: «На счетах российских компаний 28 трилионов рублей – это три федеральных бюджета. Но компании не инвестируют. Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск, а у наших предпринимателей остался только страх. И это определяет отношение бизнеса – в чем участвовать, а в чем не участвовать».
По словам Александра Шохина, президента Российского союза промышленников и предпринимателей, роль частного бизнеса в экономике РФ постоянно снижается, роль государства и госкомпаний растет.
В разговоре с корреспондентом, Владимир Семенов подчеркнул недостаточность информационного обеспечения всего процесса реализации нацпроектов.
– В стратегии развития, на первый план выходит поиск внутренних источников роста. И здесь необходима работа по изучению того, что сделано в регионах. Не секрет, есть зона ответственности федерального центра, а есть – регионов. В этом отношении в Югре накоплен огромный опыт по созданию комфортных условий для инвесторов, в том числе – в социальной сфере, достаточно вспомнить крупные проекты в области медицины, образовательные проекты, программы для людей старшего поколения. Поэтому один из путей оптимизации выполнения вижу в необходимости наладить поиск, а так же изучение и продвижение лучших практик в различных регионах. Уверен – обмен опытом принесет большие результаты.
«Нам нужно от крупных проектов, к которым мы привыкли и знаем, как финансировать, переходить к проектам конкретных муниципальных образований, где можно создать и транспортную инфраструктуру, и современный городской квартал. Вот это сейчас наша компетенция», – сказал Игорь Шувалов, председатель Государственной корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Максим Орешкин, министр экономического развития Российской Федерации: «Не бизнес должен участвовать в нацпроектах, а нацпроекты должны создавать платформы, на которых бизнес смог бы реализовывать свои проекты»,
– Модель государственно-частного партнерства может оказаться очень эффективной, об этом, кстати, говорит и мировой опыт. Подобная кооперация – современная тенденция, новаторский подход, он применяется во многих странах, – подчеркнул в интервью нашему изданию Владимир Семенов, – Напомню, в начале года премьер-министр заявил, что государство рассчитывает, что бизнес будет активно участвовать в реализации национальных проектов, но подчеркнул – на рыночных принципах экономики. Тогда он объявил цифру: ожидается порядка 7,5 трлн внебюджетных средств на реализацию нацпроектов.
Не смотря на то, что на полях форума первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов замечал, что бизнес часто поднимает тему льгот и дотаций, при этом вице-премьер сохраняет оптимизм, рассказал в частности, что правительство готовит инвестиционный кодекс, где будет прописана стабилизация условий для бизнеса – того бизнеса, который готов инвестировать. По словам министра, апрельская статистика показывает, что инвестиции растут.
В своем выступлении президент РФ Владимир Путин призвал региональные власти «активизировать работу» по привлечению частных средств в национальные проекты и другие проекты развития страны с помощью Российского фонда прямых инвестиций и других механизмов.