Творчество Фёдора Александровича Абрамова (1920-1983), великого русского писателя, публициста, литературоведа и общественного деятеля, несомненно, входит в мировую сокровищницу литературы. Он достойно продолжил традиции русской классической литературы XIX века, которая несла «духовный свет миру», оберегала, по словам Абрамова, «духовные и нравственные устои человеческого бытия».

Первый роман тетралогии «Братья и сестры» о судьбе крестьянского рода Пряслиных (эта фамилия потом стала нарицательной), где Абрамов воспел родную Верколу, деревню в Пинежском районе Архангельской области (стала прообразом села Пекашино в эпопее) и прославил на весь мир своих земляков, с их радостями и горестями, опубликован в 1958-м.

По словам Андрея Туркова, «Прясло – это часть или звено забора, часть чего-либо. Пряслины – это те самые братья и сестры, к которыми обращался товарищ Сталин в июле 1941 года. Так и первый роман Абрамова назывался «Братья и сестры».
В 1975 году эпопея «Братья и сестры» была удостоена Государственной премии СССР.

Великолепны его повести «Мамониха», «Безотцовщина», «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька», книга миниатюр «Трава-мурава»… Вспомним строки из «Деревянных коней» Абрамова, ставших одним из знаковых спектаклей Таганки:

«Я любил эту тихую деревушку, насквозь пропахшую молодым ячменём, развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. Мне нравились старинные колодцы с высоко вздернутыми журавлями, нравились вместительные амбары на столбах с конусообразными подрубами – чтобы гнус не мог подняться с земли. Но особенно меня восхищали пижемские дома – большие бревенчатые дома с деревянными конями на крышах».

Проза Абрамова, который родился в краю белых ночей и дремучих северных лесов и кого принято считать классиком «деревенской прозы», – настоящий реализм, сохранивший в первозданной красоте русскую северную речь. Языка этого уже нет, как нет и той деревни, о которой Фёдор Александрович писал всю жизнь…

«Деревенская проза, – отмечает Игорь Золотусский, друживший с писателем, – многообразна, и главная её историческая заслуга состоит в том, что она продлила жизнь русскому языку. Деревня стала уходить, умирать и остались только писатели, выходцы из крестьян, а кто поставлял русский язык в русскую литературу? – Крестьянство».

По словам Абрамова, «Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа…».

Абрамов, произведения которого это не только хорошая литература, но и история, писал сложно и честно. Фёдор Александрович стремился, как о нём говорили, «писать только правду, прямую и нелицеприятную».

Из выступления Фёдора Абрамова перед читателями в телестудии «Останкино» 30 октября 1981 года:

«Лечат двумя способами, радикальными средствами – радостью и болью. Радость великолепное лекарство, но у неё, радости, есть одна слабость: она сильных укрепляет и окрыляет, а слабых убаюкивает и расслабляет. В то время как боль, боль… Сказать человеку вовремя о его слабостях, о его самочувствии, о его недостатках, о зародышах какой-то беды или боли, или хворобы, которые в нём сидят, – это очень хорошо. Ну а как же не болеть за своё родное, кровное?».

***

Ныне по всей России его именем названы школы, библиотеки, улицы, проводятся научные, образовательные и культурно-просветительские мероприятия.

В Архангельской области, где особенно бережно сохраняют память об этом удивительном человеке, в деревне Веркола создан литературно-мемориальный музей Фёдора Абрамова.

Инициатива широкого всероссийского празднования юбилея писателя выдвинута жителями Пинежского района, писательской, научной и культурной общественностью Архангельской области.

Юбилейные мероприятия проходят не только в Москве и Петербурге, где многие годы жил писатель, но и по всей России. А в Архангельской области 2020 год объявлен Годом Фёдора Абрамова.

…Умер Фёдор Александрович в Ленинграде 14 мая 1983 года. Похоронили писателя в Верколе, на крутом берегу Пинеги.

Многое сказанное Абрамовым в тетралогии «Братья и сестры» и в других его произведениях, где писатель пророчески говорил о том, что «нельзя заново возделывать русское поле, не возделывая души человеческие», обретает в наше время новые глубины и смыслы и, Бог даст, будет не раз переосмысливаться потомками.

Будем помнить и такие заветы Фёдора Абрамова:

«Не красота, а чистота спасёт мир»; «Закон и совесть должны править миром»; «Будить, всеми силами будить человека в человеке».

Николай Головкин, специально для «Столетия»

Источник фото – jrnlst.ru