Руководитель департамента общественных связей Тюменской области Павел Белявский отрицает, что треть подписчиков в инстаграм-аккаунте губернатора Александра Моора являются ботами. «Закупок ботов и искусственного привлечения мы не делали. Это не нужно и даже опасно. Сегодня соцсети сами активно вычищают ботов, потому что клиент поумнел и готов платить только за живую аудиторию», – заявил Белявский изданию Znak.com. По его словам, соцсети сами удаляют ботов, поскольку накрутка аудитории с их помощью действует против самих соцсетей.

Напомним, рейтинг губернаторов – лидеров по количеству фейковых подписчиков накануне опубликовал Центр политической конъюнктуры. У Моора эксперты обнаружили 34% ботов среди подписчиков, – сообщает издание “Клуб регионов”.

Авторы исследования пояснили, что для выявления ботов использовали сервис IG Audit. «Он позволяет сделать выборку подписчиков и проанализировать несколько критериев: количество постов, число подписчиков и подписок, а также то, является ли эта страница публичной или закрытой. По набору этих критериев делается заключение о том, является ли подписчик реальным или фейковым. Если у аккаунта много подписок, нет постов или их давно не было, то аккаунт признается ненастоящим. У сервиса есть погрешность, по заявлениям его авторов, она составляет плюс-минус 8%», – говорится в пресс-релизе ЦПК. Другими показателями накрутки аудитории аккаунта там считают соотношение подписчиков и количества лайков: если пост нравится менее 1% от общего числа подписчиков, то их реальность тоже ставится под сомнение. Кроме того, авторы рейтинга проверили отдельные аккаунты губернаторских подписчиков и выявили признаки ботов. Это аккаунты без аватарок и публикаций и со «странными именами пользователей».

Эксперт ЦПИ Михаил Карягин, комментируя заявления губернаторских пиарщиков об отсутствии ботов, заявил у себя на странице в «Фейсбуке», что зайти и убедиться в справедливости результатов исследования может каждый, стоит только открыть список подписчиков.

Что касается Моора, то на его аккаунт подписаны 29,8 тыс. человек. Изучив страницы первых десяти из них, «Клуб Регионов» обнаружил два аккаунта без публикаций, но с несколькими десятками подписок, три аккаунта, принадлежащих онлайн-магазинам, еще один – с выкройками готовой одежды. В двух случаях аккаунты оказались закрыты, но там было некоторое количество публикаций. У одного из открытых аккаунтов было всего две публикации. Только один из подписчиков губернатора оказался реальным человеком, но свой последний пост он опубликовал девять недель назад.

Последний пост в «Инстаграме» на странице самого Моора появился пять дней назад. В нем он разместил фото одного из деревянных домов, который сопровождается текстом «Как прекрасна Тюмень! Уникальные творения деревянного зодчества». Среди 27 комментариев шесть принадлежат аккаунтам с нулевым количеством публикаций, и все они так или иначе разделяют восторги губернатора.

По мнению политтехнолога Александра Пирогова, отрицание искусственной накрутки популярности губернаторской страницы в «Инстаграме» объясняется очень просто. «Все же понимают, что губернаторы имеют к своим аккаунтам весьма опосредованное отношение, что их ведут специально нанятые люди, либо пресс-службы, либо для этого привлекают какие-то агентства на аутсорсе», – говорит эксперт. И если губернатор заинтересован в том, чтобы эта работы была выполнена как можно более качественно, то люди, которые за нее отвечают, понимают это по-своему. В итоге губернатор может думать, что у него огромное количество подписчиков, а на деле иллюзия этого создается за счет привлечение ботов.

Пирогов также отметил, что это один из самых распространенных инструментов первоначальной раскрутки страниц в соцсетях. «Создается видимость того, что аудитория нарастает и нарастает, что на губернатора подписаны не один-два человека, что несерьезно, а огромное количество. Ведь этим людям [которые отвечают за присутствие главы региона в соцсетях] надо каким-то образом отчитываться о том, что они делают. Ну а в последующем эти страницы, получив первоначальную инъекцию в виде ботов, начинают жить уже своей жизнью», – сказал политтехнолог.

Между тем напомним, что серьезное внимание присутствию губернаторов в соцсетях уделяют в администрации президента. Там даже организуют семинары для представителей внутриполитического блока, на которых рассказывают, как главы регионов должны себя позиционировать и реагировать на комментарии. Ведь, как отмечают многие эксперты, сегодня соцсети – это не просто элемент имиджа губернатора, но реальный инструмент для выстраивания механизма обратной связи с населением.

 

Фото pixabay.com