63% от всего объёма упаковки в мире сейчас составляет пластик. Таковы печальные результаты исследований компании Евромонитор Интернейшнл.

Если раньше потребители бездумно приветствовали пластиковую упаковку, то теперь, когда её крайне негативное воздействие на окружающую среду стало очевидным, всё больше людей начинают пытаться сократить количество пластика в быту.

Так, в крупных городах развивается добровольное движение “принеси свой стакан в кафе” – для борьбы с одноразовыми стаканчиками. Одноразовые стаканчики, даже если они сделаны из бумаги, внутри покрыты плёнкой из пластика, и из-за этого с трудом поддаются утилизации. Их пока мало – но становится больше – магазинов и кофеен, которые начисляют бонусные баллы тем посетителям, кто пришёл со своей кружкой или термостаканчиком и не исрользовал одноразовый.

Конечно, решение проблемы, вопреки желанию многих экспертов-лоббистов убедить нас в обратном, лежит не в сфере потребления. Решение проблемы лежит в сфере общественного устройства, где желание крупных транснациональных корпораций получать прибыль фактически ничем не ограничивается. Именно желание получать больше прибыли стоит за переходом мировой потребительской индустрии к пластиковой упаковке. Думая сегодняшним днём, не желая тратить средства на решение проблемы утилизации производимой упаковки или на переход на экологичную упаковку, владельцы компаний, производящих пластиковую упаковку и упаковывающих в неё свой товар, фактически перекладывают бремя проблем со здоровьем и уничтожением природы на следующие поколения.

В СССР, прежде чем запускать в производство какой-то товар, понимали, что необходимо просчитать, что будет с этим товаром при утилизации – поэтому на пластиковые пакеты не переходили – упаковывали всё в бумагу, бутылки, банки. Однако с переходом к капиализму просчитывать последствия эконмических решений перестали – и вот итог: начиная с прошлого года проблема свалок, отходов, мусора, транспортировки столичного мусора в регионы – одна их самых острых. Но опять власти различных регионов не решают её стратегически – с точки зрения приянтия мер к производителю пластика, а перекладывают на потребителя. В результате с этого года стартовала “мусорная реформа”, главным признаком которой стало повышение тарифов на вывоз мусора – то есть простые граждане должны за утилизацию мусора заплатить из своего кармана. Корпорации-производителей мусора никто не трогает.

Но решать проблему мусора должны крупные корпорации, ответственные за его выпуск, а не потребитель.

Иллюстрация – Claude Monet (1840–1926) Haystack Oil on canvas, 1865