Резонансная история, случившаяся с народным артистом СССР Василием Лановым, стала поводом для проведения круглого стола «Актуальные вопросы защиты прав авиапассажиров»в  Общественной палате РФ 21 февраля.

14 февраля сотрудники лоукостера отказывались пустить 85-летнего актера на рейс из-за того, что его ручная кладь превышала допустимые размеры.

На сайте ОП РФ приводятся слова участников дискуссии. Большинство из выступающих склонны думать, что в отрасли накопились системные “ошибки”. Существующие нормы позволяют авиакомпаниям, в угоду собственной прибыли, создавать пассажирам, мягко выражаясь, “неудобства”.

____

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев выразил мнение, что вина за произошедшее лежит на тех людях, которые отправляли артиста в поездку: «Они должны были ознакомиться с правилами  его родственники или помощники, я не знаю кто. Вы бы, каждый из вас, если бы отправляли своего 85-летнего родственника в полет, наверное, позаботились о том, как и что, какие у него билеты, места, как сдавать багаж, встретит ли его и проводит ли кто-нибудь. Это же обычные житейские вопросы, и перекладывать здесь ответственность на авиакомпанию, которая экономит каждую копейку Потому что это такая компания, которая зарабатывает на очень дешевых билетах. Их логика понятна».

Модератор мероприятия председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, отметил, что в условиях нестабильного экономического положения в отрасли многие авиакомпании стремятся к тому, чтобы ужесточить правила.

«Буквально на днях та же авиакомпания Победа ввела новые правила провоза багажа», отметил он.
Максимов отметил, что эти правила не единственная проблема во взаимоотношениях между авиакомпаниями и авиапассажирами. Особенно чувствительны такие проблемы, как отмена и задержка рейсов.

С этим согласился Валерий Фадеев, подчеркнув, что возникает еще больше вопросов, когда речь идет о рейсах с дорогими билетами: «Недавно мы летали в Уфу, и мне пришло СМС: Ваш рейс отменен. И больше ничего. Потом дали другой рейс, но у меня были запланированы мероприятия в городе Уфе в этот день, а я прилетел только вечером. Это была довольно странная ситуация с отменой рейса».

Председатель Общественного совета (ОС) при Росавиации Николай Ивановский выразил мнение, что проблему нужно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, это правовой нигилизм самих пассажиров: многие не читают правила, покупая дешевые невозвратные билеты. С другой стороны, самим авиакомпаниям в России не достает культуры общения с авиапассажирами.

«История с Лановым  это случайность или все-таки системность? Сложно сказать, но, скорее всего, это системность»,  подчеркнул Ивановский.

Он добавил, что и проблема отмены рейсов стоит очень остро, компании «действительно этим грешат». По его мнению, только общественное давление может исправить эту ситуацию.

По поводу истории с Василием Лановым высказался и председатель ОС при Ростуризме Дмитрий Давыденко«Правила есть правила, но работники компании не должны им слепо следовать. Есть разные жизненные ситуации. Они прекрасно видят, что пришел человек, заслуженный артист, пожилой, неужели нельзя было пойти навстречу и пропустить его? Нельзя так относиться к людям чисто по-человечески».

С этим не согласился заместитель председателя ОС при Росавиации Сергей Юрьев, который выступил с поддержкой авиакомпании: «Победа следовала своим правилам. Если бы у людей, которые сидят на борту, спросили, готовы ли они подождать 10 минут, чтобы уважаемого артиста пустили на борт, и они бы сказали: Да, мы готовы,  тогда бы ситуация закончилась иначе. Но технология не предусматривает такого варианта. Принимаемые решения должны соответствовать нормам и правилам, потому что иначе эти нормы и правила перестают действовать, и мы с вами соберемся здесь, чтобы обсудить очередную авиакатастрофу. И эта связь прямая».

По его словам, если говорить о социальной задаче, которая стоит перед «Победой» (доступность билетов и связность регионов России), то авиакомпания с ней справляется, но это путь проб и ошибок, поиск новых экономических моделей.

«То, что они делают с багажом,  это часть этого пути. Они пытаются ускорить оборачиваемость рейса, чтобы самолет простаивал меньше, чтобы люди быстрее входили и выходили. Это то, что они ставят во главу угла. И я думаю, мы должны поддерживать этот тренд»,  сказал он.

Другая задача, которая касается всей отрасли,  это построение бизнеса с человеческим лицом, продолжил Юрьев: «Решая свои задачи, компания не должна превращаться в бездушную машину. Но это очень тонкий вопрос, это вопрос воспитания людей, это другая история».

Что касается задержки рейсов, то Юрьев отметил: «Правила внутренних авиаперевозок таковы, что они позволяют жульничать и продавать билеты на рейсы, которые они не собираются выполнять в зимний период. Это строго сезонная история. Они используют погодные условия как предлог для того, чтобы отменять рейсы, которые им коммерчески не выгодны».

«Поговорим о ВИМ-Авиа. Эта компания обанкротилась. Она продавала билеты в Сочи на пять рейсов в день. Они никогда не выполняли эти пять рейсов, они не собирались их выполнять, они объединяли их в два или три рейса в зависимости от количества билетов, которые они продавали. И правила позволяли им это делать, им ничего за это не было»,  рассказал эксперт.

По его словам, задержки рейсов  это вопрос регулирования и правил, и именно Общественная палата и общественные советы могут выступить в роли инициатора качественных изменений во взаимодействии между авиакомпаниями и пассажирами.

 

 

Фото: wikimedia.org