Ученые Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) провели исследования аэропортов в городах Сургут и Игарка. Как сообщили в пресс-службе научного учреждения, сейчас они составляют список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолетов.

Орнитологи исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км, чтобы определить характер орнитологической обстановки на аэродроме. Кроме того, они выявляли условия, способствующие скоплению птиц. Для этого потребовалось изучить не только направление и интенсивность перемещений птиц, но и их видовой состав, особенности поведения, высоты перелетов, численность и другие параметры.

Исследование проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учета.

“Чем больше скорость и высота самолета, тем выше опасность любых столкновений. При этом наиболее критичными являются моменты взлета и посадки. Наибольшую опасность для полетов птицы представляют в конце лета – в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой индивидуальный опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Таким же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения”, – рассказал Роман Харин, орнитолог Пермского университета.

Для исследователей важно было выявить видовой состав птиц, посещающих аэропорт и прилегающую к нему территорию. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. Одной из главных проблем может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок. Именно там образуются большие скопления птиц, отмечают экологи. Местные особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов и другие факторы тоже могут способствовать концентрации птиц.

Ученые ПГНИУ, основываясь на полученных данных, помогут работникам аэропортов подобрать наиболее эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов. Сейчас они предложили начать биотехнические мероприятия по формированию растительного покрова на территории аэропорта.

Для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц здесь скашивают траву и осушают водоемы. Однако существуют и другие способы отпугивания птиц в аэропортах. Например, акустические – когда крики бедствия (тревожные голоса) различных видов птиц отгоняют “непрошеных гостей”. Еще птиц отпугивают пиротехникой и бликами специальных каруселей с зеркалами. В некоторых аэропортах даже держат ручных хищных птиц.

Напомним, что что аварии и катастрофы со смертельным исходом по вине столкновения с птицами происходят довольно редко. Но коммерческая авиация, по оценкам международных экспертов, ежегодно несет миллиардные убытки. Так, по официальным данным ИКАО, в мире только за период с 2001 по 2007 годы было зарегистрировано свыше 42,5 тыс. случаев.