Два железнодорожных моста Ямала внезапно стали знаменитыми. Историки обнаружили, что мосты тесно связаны и строились в рамках так называемого проекта “Строительство 501”.

Это проект Трансарктической железной дороги “Чум-Салехард-Игарка”, который реализовывался по инициативе Сталина в послевоенные годы в СССР. Строительство шло в 1947-1953 годах. Дорогу также называли “сталинка” и “мёртвая дорога”.

Речь идёт о железнодорожных мостах через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха. Мосты сталио бъектом исследования летом, во время изысканий для проектирования Северного широтного хода в Надымском районе.

Мосты практически уникальны с точки зрения технических решений.

“Железнодорожные сооружения имеют стальные пролёты, стоящие на деревянных сложной конструкции опорах из лиственницы. Аналогов подобного возведения мостов середины ХХ века – единицы”. – сообщает пресс-служба правительства ЯНАО.

При исследовании мостов обнаружено, что часть рельсов – иностранного производства.

Эти два моста – свидетельства подвига людей, которые в рекордно быстрые сроки построили в условиях вечной мерзлоты железнодорожную магистраль от Полярного Урала до Енисея. Строительство проходило в отсутствие дорог и крупных населённых пунктов и стало самым значительным экономическим событием послевоенных лет на Ямале.

Железнодорожным мостам через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа присвоила статус выявленных объектов культурного наследия.