В Свердловской области разгорается конфликт, связанный с результатами Единого государственного экзамена по иностранному языку. Дело в том, что почти 80% учащихся получили ноль баллов за ЕГЭ по английскому языку. Родители и примкнувшие к ним преподаватели школ заявили о необъективности оценок знаний, применяемых экзаменаторами.

Представители выпускников, сдававших ЕГЭ по иностранным языкам, массово обратились в Конфликтную комиссию Свердловской области с апелляциями. Их поддержали педагоги школ, и все вместе они заявили о необъективности оценок, выставленных экзаменаторами.

По словам собеседников портала Правда УрФО, проверяющие использовали сомнительные критерии при начислении баллов за один из ключевых блоков экзамена. Из-за этого почти 80% учащихся не справились с заданием. В итоге, шансы выпускников на поступление в выбранные вузы существенно пошатнулись.

Ситуацию накалил отказ членов Конфликтной комиссии выслушивать оппонентов. Другими словами, сотрудники комиссии попросту отказались слушать аргументы родителей, учащихся и педагогов:

“Председатель Конфликтной комиссии открыто дал понять, что выслушивать претензии не намерен. Сообщил, что “он здесь не для того, чтобы с ними разбираться, а проверять сочинения на критерии”. Той же позиции, по всей видимости, придерживаются и его помощники-эксперты”, – приводит портал слова одного из родителей учеников.

При этом на вопрос, где можно оспорить итоги, председатель Конфликтной комиссии сообщил, что “нигде, выше никого нет”.

После таких разговоров родители учеников обратились к юристам, и теперь рассматривают возможность обращения в прокуратуру и федеральный Минобр. На региональном уровне пока предпочитают хранить молчание, несмотря на серьезные подозрения в “запрограммированности отсева будущих абитуриентов”.

Отметим, что нулевые отметки школьники получили за один из основных блоков экзаменационного задания. Ученикам предлагалось написать эссе на английском языке: сочинение на тему о раннем выборе профессии, представляющем собой ключ к будущему успеху.

По отзывам преподавателей, большинство подопечных довольно уверенно изложили свои взгляды по этому вопросу. Однако работы около 80% учащихся получили нулевые оценки:

“Наши дети сдавали ЕГЭ по английскому языку. Экзамен состоял из различных блоков. В одном из них предлагалось написать эссе на тему раннего выбора профессии как ключа к успеху. Оценивалось это эссе по шкале от 0 до 4 баллов, а за весь блок можно было претендовать максимум на 14, а это немало. Но если учащийся получал 0 баллов за эссе, то и за весь блок ставили тот же ноль”, – делятся родители условиями задания.

К слову, в ходе общения с Конфликтной комиссией прозвучало заявление о том, что незадолго до ЕГЭ критерии изменились. Но якобы по какой-то причине корректировки не успели довести до сведения школьников и преподавателей.

“По словам принимающих, они не раскрыли тему, а именно – не упомянули в сочинениях само слово успех. Именно так. То есть экзаменаторов не интересовали, получается, ни владение языком, ни стиль изложения, ни аргументы школьников. Нужно было написать “успех” – тогда получишь эти баллы. Синонимы не принимались. Более чем странный критерий оценки”, – возмущаются родители, пришедшие с претензиями в Конфликтную комиссию.

Претензии родителей, по сути, состоят в том, что ранее даже в случае нулевой оценки за эссе, другие баллы все равно сохранялись. И еще в обязательном упоминании слова “успех”.

“Если 80% учащихся получили 0 баллов за одно и то же задание, это выглядит как минимум подозрительно. Может быть, это сделано намеренно, чтобы искусственно снизить число реально претендующих на поступление в серьезные вузы? Английский – ключевой предмет. Без высокой оценки по нему путь в ведущие учебные заведения закрыт. А эти 14 недополученных баллов способны сыграть решающую роль. Схожие проблемы, как выяснилось, были и в ходе ЕГЭ по информатике. Там самое “дорогое” по возможным баллам задание вообще касалось темы, которая не преподавалась в ходе учебного года. Естественно, что с ним практически никто не справился”, – жалуются родители.

Родственников выпускников поддержали и педагоги, готовившие учеников к госэкзамену. Преподаватели тоже считают предъявленные критерии оценки знаний необъективными:

“Разделяю подозрения родителей относительно возможного отсева выпускников перед поступлением в престижные вузы. Детей фактически обвиняют в некой однобокости суждений в ходе написания сочинения. Требуют обязательного упоминания одного слова как заклинания, даже неоднократного. Это, получается, не однобокость? Считаю такой подход нельзя назвать объективным. Не могу судить, кто задавал такие критерии, и известно ли о них в федеральном Минобразования, оттуда исходила такая инициатива или нет. Однако, как мне кажется, необходимо подготовить заявление в прокуратуру”, – поделился взглядом на ситуацию один из преподавателей свердловского муниципалитета, приехавший на встречу в Конфликтную комиссию.

Между тем в юридическом сообществе Среднего Урала считают, что законные представители школьников имеют право обжаловать итоги ЕГЭ, обратившись не только в вышестоящие структуры, но и в органы прокуратуры:

“На мой взгляд, повод, чтобы обратиться в прокуратуру, в данном случае есть. “Тема не раскрыта” – это утверждение. По каким критериям экзаменаторы определили, что она не раскрыта? По количеству упоминаемости одного слова в сочинении? Считаю, что есть основания для проверки законности экспертной оценки и квалификации самих экспертов”, – высказал свою точку зрения собеседник портала, представитель крупной юридической фирмы в Екатеринбурге.