31 мая вышел в прокат второй фильм Софьи Горленко, снятый по сценарию Глеба Кузнецова и с той же командой, с которой она делала «Атлантиду русского Севера». Как и первый фильм, «Сказки о Маме» посвящен русскому Северу, подобно граду Китежу уходящему под воду. Заброшены многие деревни, разрушаются деревянные храмы, уезжают люди. И – самое страшное – забываются, уходят в небытие мифы, сказы, былины о необыкновенно щедрой, красивой земле.

Авторы назвали фильм «Сказки о Маме», подразумевая под дорогим именем саму Мать-землю, которую, по их мнению, пока есть кому возрождать. Фильм снят в жанре документальной сказки, этнографического кино, сами для себя создатели называют его – «документальной фантасмагорией». Точно сказано, потому что замысел именно таков – взять реального человека, местного жителя, и устроить ему на экране встречи с духами северной земли. Испугается, убежит прочь? Или, подобно предкам, преспокойно вступит в диалог?..

Главным героем «Сказок» стал Василий Попов, рыбак из деревни Лекшмозеро на севере Архангельской области. В первых кадрах мы увидим его в амуниции странника – в плаще и с котомкой за спиной, дорожный посох он срубит в лесу. А пока Василий плывет по озеру в своей лодке, на другом берегу его ждет сестра Надежда. Она в праздничном старинном наряде, потому что знает, сегодня их семейство будет гидом по волшебным местам Кенозерья. Брат с сестрой осматриваются, вспоминают, что говорила когда-то мама, и Василий, бросив – «Пойду-ка я поброжу…», отправляется в путь. А следом за ним оператор Даниил Сальхов и пилот воздушных съемок Максим Немков, которые покажут вам не только озерную прозрачность и густоту чащ изнутри, но и дивную землю с высоты птичьего полета…

Василий привычно шагает по дорогам вдоль озер, по мхам и болотам, по густой лесной чаще, а на экране то «царство белого гриба» возникнет, то шляпа мухомора во весь экран, то ягоды брусники величиной со сливу будут перекатываться из ладони в ладонь…

Идет наш странник мимо деревень с заколоченными ставнями, а также мимо жилых, где обычный люд занят своей повседневностью, на озерах его то тут, то там поджидают лодки небывалой красоты, и время от времени он нам что-то рассказывает. Например, что в войну, в самый первый год, погибли у деда, один за другим, три сына, не пережил он, слег, да вскорости и – умер… А у Василия, кроме сестры, есть еще брат Николай. Тоже знатный рыбак, через минуту его, улыбающегося, мы видим в лодке у берега. Василий машет ему, и вот уже братья оприходуют сеть, вытаскивая рыбок разных пород. Василий замечает, вроде как невелик улов, а брат отвечает, что ему «лишнего не надо…» И так непривычно видеть на экране людей, которые не в диссонансе с природой…

Но путь странника лежит дальше. Ранняя осень. Природа только-только примеряет наряд с позолотой. И вдруг желтые лепестки на Василия, один за другим. Голову поднимает, а там – русалка на дереве… И хвостом поигрывает… А подруга ее настигнет Василия в лодке и – действительно – снимет весло с уключины. Сняты все эти чудеса в реальном времени и с большим чувством юмора. Весело и страшно одновременно. А тут еще идем мимо дома знатки, знахарки, по-нашему, выглядывающему пустыми глазницами окон, и Василий вещает, как тяжело умирала хозяйка, умоляла людей забрать ее дар, да никто не хотел… Дом, полуистлевший, стоит в зарослях – тоже знак времени.

При написании сценария фильма, кроме личных впечатлений авторов от встреч с местными жителями, были использованы байки из книги фольклористов, главной задачей ставилось воспроизведение, насколько это возможно, «старого мира», потому что, на самом деле, он никуда не ушел, и будет существовать на земле, пока помнят о нем. Поэтому странник наш встречает на своем пути духов северной земли в человеческом обличье, и каждый из них несет свой знак…

Фильм наполнен волшебными звуками – металлофона, гуслей, корнетруба, виолончели и всевозможных звенелок, по словам композитора Марата Файзуллина. Когда Василий в вечернем лесу укладывается спать на лапник, звуки ночного леса обостряются (звукорежиссер Сергей Корнеев), становятся пугающе близкими, но нашего рыбака на понт не возьмешь, он хранит эти звуки в своей памяти, и просыпается радостным в лучах солнца. Медитация продолжается…

Фильм, как и первый, снят методом краудфандинга, то есть финансировался на народные деньги. При участии более 500 акционеров было собрано более 900 000 рублей.

Софья Горленко и ее команда уверенно занимают нишу этнографического кино, которое еще ждет своих открытий. В добрый путь!..

Нина Катаева, “Столетие”
Фото – кадр и фильма «Сказки о маме»