Его приезда всегда ждут в Нефтеюганском районе. Потому что тренеры и воспитанники местных шахматных школ считают его своим другом. Елена Сиротина узнала у Виорела Бологана, старожила Международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, с каким настроением он летит в Югру и заодно обсудили программу “Шахматы в школе”.

До старта XIX шахматного турнира в Пойковском всего несколько дней. Волнение есть или уже словно домой приезжаете?

Конечно, в Пойковском мне знакомо практически все. И, конечно же, я чувствую себя там как дома, но и от этого волнение. Потому что намечается очень сильный турнир, наверно, сильнее, чем в предыдущие годы. Именно шахматное волнение присутствует, но приятно всегда будет увидеть знакомые лица и быть снова на родной юганской земле.

Виорел, на вашем счету две победы на турнире в Нефтеюганском районе. С каким настроением летите в этот раз?

Да, на самом деле мне удалось выиграть первые два турнира имени Карпова, кстати, потом я еще два или даже три раза делил первое место, но по дополнительным показателям я оставался вторым. Можно даже сказать, что я пять раз был причастен к первому месту. Это было с Сережей Карякиным и с Сашей Грищуком, с Антоном Коробовым. Так что пять раз я был на пьедестале. Что касается целей и задачей на этот турнир, – то 50% будет для меня хорошим результатом, потому что я сейчас меньше играю в активные шахматы. И турнир очень сильный, но все может быть. Может, и за 1 место поборюсь, посмотрим.

XV шахматный турнир имени Анатолия Карпова,Иван Шарич, Виорел Бологан, Эмиль Сутовский

Недавно беседовали с Эрнесто Инаркиевым, он отзывается о вас, как о человеке, который умеет совершать большие подвиги за шахматной доской. Может быть, есть какой-то секрет? Что нужно делать или не делать, чтобы турнир прошел хорошо? В приметы верите?

В любом виде спорта одно из главных качеств, которым должен обладать спортсмен, – это умение совершать подвиги, потому что напротив стоит такой же мотивированный соперник, которого надо обыграть, обойти в чем-то. А в призы можно пройти только совершая подвиги. И у меня было многих таких ситуаций, когда были безнадежные ситуации и удавалось выигрывать турниры, какие-то такие чудеса творились. Или, совершенно не будучи фаворитом, выигрывать важнейшие соревнования. Это все правда, это все мне присуще. Именно поэтому на моем счету более 60 выигранных международных соревнований. Да, я всегда готов к подвигу. Какие секреты? Мне кажется, просто надо верить, и все получится. Быть очень наблюдательным. Общий секрет, который могу озвучить, и его разделяет большое число знатоков – это то, что надо пребывать в хорошем настроении. Это очень важно для успеха.

Виорел Бологан

В России появился предмет “Шахматы в школе”, вы – кандидат педагогических наук. Некоторые родители высказывали мнение, что этот предмет может быть только факультативом, а так – лишняя нагрузка на детей. Шахматы могут быть лишними?

Предмет “Шахматы в школе” мне очень близок, потому что я им занимаюсь вторую часть своей шахматной жизни. Параллельно профессиональным шахматам занимаюсь ведением шахмат в школе. И это делаю везде, где бы ни находился. В Молдавии я три проекта провел и до сих пор курирую это направление. Это и Катар, в котором я уже отрабатываю второй контракт. И как раз сегодня было заседание по “Шахматам в школе”, мы уже несколько лет ведем это направление на платной основе здесь. Везде я поддерживаю это начинание, потому что это очень важно. Как раз мои знания,то, что я кандидат педагогических наук, помогает мне лучше понимать этот процесс. И я обеими руками за “Шахматы в школе”, это на самом деле не помешает. Есть школы настолько позитивные и прогрессивные, что там все готовы обучаться шахматам, им радостно, но факультатив, наверное, это самая оптимальная форма, и здесь детям и родителям скорее решать. Но даже если в обязательном порядке шахматы, то большого вреда я не вижу, а вот большой плюс есть. Что же касается дополнительной нагрузки, то не надо забывать, что шахматы – это игра. И цель введения шахмат в школе – это проводить обучение в игровой форме,чтобы ребенок и обучался, и играл. А игра – это отдых для ребенка. Может, действительно надо начать с факультативной формы и смотреть на результаты и, конечно, не ставить профессиональных задач, главное – научить детей играть в шахматы, азам, мышлению стратегическому и тактическому.

У вас трое детей. Как они относятся к шахматам? Передаете свой и отцовский опыт?

Старшей дочери скоро будет 16 лет, среднему — Антону — будет 10 лет, Платону только восемь месяцев исполнилось. Поэтому Платон даже на зуб их еще не пробовал, ему рано говорить о шахматах. Антона я заставляю, это тот самый случай, когда надо силой заставлять ребенка заниматься шахматами. Я использую систему “кнута и пряника”.  Он вынужден заниматься тем, что не очень любит, но получает возможность ездить по всему миру со мной, общаться с новыми людьми, быть чемпионом своей школы, детям всем же нравится выигрывать. И вот эти все бонусы он получает. Почему я считаю, что ему это полезно и почему заставляю? Потому что новое поколение, которое сейчас выросло на всяких электронных гаджетах, им очень тяжело сфокусироваться на какой-то конкретной задаче, заставить себя думать о чем-то целую минуту. И мой сын, несмотря на то,что он хороший и умный мальчик, учится хорошо, — при этом сразу в двух школах: и в английской в Катаре, и в русской в Москве, — у него есть эта же проблема, свойственная его поколению, поэтому шахматы здесь помогают очень сильно. Я вижу определенный прогресс, но, честно говоря, терпением нужно запастись родителям, я пока не опускаю руки, тем более что какие-то результаты есть. Формирование сбалансированной личности – в этом главная моя цель. Естественно, он занимается и карате, и плаваньем, и музыкой… стараемся нормального человека из ребенка воспитать.

XVI шахматный турнир имени Анатолия Карпова: 2015 год

Что почитать и во что поиграть тем, кто только начинает знакомство с шахматами – это традиционный вопрос от родителей малышей. Может посоветуйте что -то с позиции гроссмейстера, педагога и папы.

Сейчас литературы полно, можно по гуглу набрать, и там сразу выйдет более менее разумный список литературы, с которой стоит ознакомиться. У меня нет какой-то настольной книги, по которой я рекомендую заниматься сразу всем. Есть “Путешествие в шахматное королевство”, еще классические книги, по которым все советские дети обучались. Вот Владимир Барский выпустил, и еще ребята выпускают, в принципе, выбор большой. Самое главное во всем этом деле – это привить любовь к шахматам, преподнести это как что-то интересное, завлекающее, чудесное. Это то, что и я получил от своего тренера. Знания, они более менее у всех одинаковые, а вот любовь к шахматам – это, в самом деле, передается от тренера к ученику или от родителя к ребенку – это самое важное в педагогическом процессе.

Желаем вам удачи на турнире. Спасибо.

Большое спасибо, Елена, за интересные вопросы. Что касается игры в Пойковском – я постараюсь. Как Бог даст. Всего хорошего, скоро увидимся.