Фильм из Якутии “Царь-птица” (“Тойон кыыл”) претендует на главный приз Московского международного кинофестиваля, который сейчас проходит в столице.

Сам по себе Московский международный кинофестиваль – явление, которое сегодня, после краха СССР, для мирового кино не значит ничего, фестиваль в нынешнем его виде – нереферентное событие и его награды не играют в судьбе картины в прокате какой-либо страны никакой роли.

Отсутствие престижности на мировом рынке наград ММКФ никак не умаляет достоинств якутского фильма. При этом совершенно в суфийском духе, когда богатые духом ходят в рубище, а пустота рядится в золото и парчу, режиссёр фильма Эдуард Новиков как о негаданной удаче говорит о попадании в программу ММКФ: “Я даже не знаю, нам повезло. 12 марта отправили черновой материал, а уже через неделю организаторы фестиваля сказали, что наша картина участвует в основной конкурсной программе. Мы не рассчитывали, скорее, надеялись”.

Фильм “Царь-птица” повествует о якутских стариках, которые приютили и выкормили Царь-птицу – орла. Действие происходит в глухом таёжном урочище в 30-е годы.

В основе сюжета картины – рассказ якутского писателя Василия Яковлева “Состарившаяся со мною лиственница”. Сценарий фильма написал Семен Ермолаев.

Описание сюжета фильма в релизе выглядит так:

“В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота, да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме”.

Уникальность кинокартины в том, что это абсолютно органичный и естественный, – без претенциозности и фальши – что обычно отличает российское кино постсоветской эпохи – рассказ о добре и зле, о благодарности, скромности, совести, вине и ответственнности. В центре повествования – отношения “маленького человека” со Вселенной – или с миром природы – кому как понятнее – где человек находит себя и свой путь только тогда, когда перестает быть “хозяином тайги”, который навязывает свою волю.

Съёмки фильма частично проходили в Киргизии – единственном месте, где создателям удалось найти подходящую для работы орлицу, – и участники киногруппы с восторгом рассказыаают о том, как приехали из Якутии, где в этот момент было -50 градусов мороза, в тёплую Киргизию. Напомним, Якутия – один из самых холодных регионов мира. Тем не менее, культура Якутии очень самобытна и сейчас находится в определённом смысле на подъёме. Якутское кино постепенно завоёвывает всё большее признание в России и даже в мире – из-за аутентичности и неожиданно свежего и понятного языка.

Режиссер Эдуард Новиков учился в Санкт-Петербурге, окончил режиссерский факультет СПбГУКиТ, он создал ряд документальных и игровых кинократин: “Судьба останется судьбой” (2006), “Снайпер земли российской” (2008), “Танда” (2013), “Осуохай — танец жизни” (2013), “Лингвист” (2018), “Плисада” (2005), “Посланник небес” ( “Айыы уола”) (2014).

Иллюстрация – кадр из к\ф “Царь-птица”, студия Сахафильм