Верховный Суд пришел к выводу о соответствии Административного регламента по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Согласно оспариваемой норме основанием для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

По мнению заявителя, это нововведение противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов государственной власти.

Заявитель настаивал, что появление возможности останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных пунктов ДПС может привести к росту коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции, а также к повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водители будут компенсировать увеличением скорости.

Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона “О полиции” полиция вправе: останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения включает в себя осуществление Госавтоинспекцией таких административных процедур, как: надзор за дорожным движением, проверка документов, остановка транспортного средства

Как следует из п. 60 Административного регламента, надзор за дорожным движением может осуществляться в пешем порядке, на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении, на стационарном посту.

Правила дорожного движения России, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать транспортные средства с помощью соответствующих сигналов, предусмотренных Правилами, но не

определяют специальные места для остановки сотрудниками полиции транспортных средств, предусматривая общие требования к остановке и места, где она запрещена.

Таким образо, п.п. 84.13 Административного регламента не противоречит приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует целям Закона “О безопасности дорожного движения”, указанным правам и обязанностям полиции.

Кроме того, оспариваемое нормативное положение не регулирует отношения, связанные с условиями чрезвычайного положения и ограничением прав и свобод граждан, поэтому не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, согласно которой в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению