Безусловно, гигантские торговые центры – это уродливая часть капиталистической культуры, которая нагло ворвалась к нам после развала СССР и была обоснована отнюдь не благом народа, а необходимостью для западных транснациональных корпораций находить для своих товаров массового потребления новые рынки сбыта. В противном случае западную экономику ждал бы кризис, а возможно даже и разрушение, но тут – так удачно подвернулся гигантский рынок в лице новых неопытных с точки зрения потребления стран бывшего СССР. Они были как чистый лист, на котором можно было написать всё что угодно.

И вот, спустя много лет, спросите себя: нравится ли вам то, что на этом листе было написано?

Но это лишь, так сказать, культурная составляющая данного явления, а ведь есть ещё и духовная составляющая, и материальная составляющая.

В духовном плане торговые центры и культура потребления западного образца принесли нам отсутствие идеалов и искреннюю веру у многих в то, что ценность человека определяется его потребительским весом, то есть материальным достатком. И это, безусловно, тоже можно назвать духовной катастрофой.

А вот что касается материальной составляющей. Об этом сейчас много пишут и говорят – в связи с трагическими событиями в ТРЦ “Зимняя вишня”. Вдруг вспомнили, что торговые центры по всей стране строились с гигантскими нарушениями регламентов, строительных норм, несоблюдением технологических и экологических требований. Что за материалы используются? От многих из них отказались в большинстве европейских стран и в США из-за их крайней токсичности, неэкологичности. А у нас – моллы и развлекательные комплексы построены именно на основе этих материалов и технологий. По этому поводу можно много чего сказать и углубиться в исследование самих типовых проектов. Итог будет печальным: ничего хорошего для простых людей мы там не найдём – одно лишь страстное желание наживы любой ценой со стороны интересантов этого жанра бытовой культуры. Как сказал в интервью РБК владелец ТРЦ “Зимняя вишня” Штенгелов, комментируя свою модель управления бизнесом: “Мы экономим деньги, выжигая поляну”.

Ужас в том, что даже видя такие страшные катастрофы, мы не готовы отказаться от бессмысленного потребления, когда новый смартфон выбрасывается потому, что появилась более свежая его версия, а полки магазинов заполнены комичными вещами – ложными потребительскими целями, навязываемыми маркетологами, – вроде щипцов для завивки ресниц или яйцерезок.

Надежда находится в русле той модели развития, которую мы, увы, выбрали тридцать лет назад, – американской. В США сегодня тоговые центры, гигантские моллы, которые после развала СССР заполонили пригороды и наших крупных городов, повально закрываются. Американская провинция заполнена опустевшими ТРЦ, гипермаркетами, городами потребления, где раньше сверкали зеркала и били фонтаны, а сегодня цветут лианы и бродят мелкие животные. Рынок сказал свое слово – моллы больше не нужны. Человечество не возьмёт их в своё будущее. На смену идёт торговля в интернете. То же самое ожидает вскоре и нас. Так что проблемы токсичных торговых центров в России в среднесрочной перспективе не будет. Но все остальные пошлые буржуазные проблемы останутся.

Иллюстрация – Ярмарка. Иван Куликов