В конце февраля правительство России одобрило старт концессионной процедуры по строительству Северного широтного хода.

Северный широтный ход — мегапроект, в основе которого железнодорожная магистраль, которая должна связать Северную железную дорогу со Свердловской. В российской Арктике появится железнодорожный коридор в 700 километров, эта магистраль откроет кратчайший выход к Северному морскому пути.

Из истории вопроса

Идея строительства железнодорожной магистрали от Баренцева моря до Чукотки возникла давно, но как проект оформилась после решения Сталина в ходе Великой отечественной войны.
Сталинский проект «Великий северный железнодорожный путь» был начат после окончания Великой Отечественной войны. Страна ещё лежала в руинах, а в приполярной тундре развернулось грандиозное строительство железнодорожной магистрали длиной в 1 400 километров, которая должна была соединить центральную часть СССР с дельтой Енисея.
За несколько лет в тяжелейших условиях было проложено 900 км пути, но смерть Сталина не дала довести стройку до конца. Новая власть сменила приоритеты и труд десятков тысяч граждан был попросту брошен. В скором времени линия пришла в негодность, мосты оказались разрушенными и лишь отдельные объекты ещё десятилетиями продолжали приносить пользу людям, напоминая о одной из самых масштабных строек прошлого
Прошли десятилетия. К военному значению проекта добавилось экономическое. Бурное развитие промыслов на Ямале потребовало создание надёжной и современной железнодорожной магистрали. В результате уже в наше время возник проект, получивший название «Северный широтный ход», и который был включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Некоторые его участки были восстановлены в прошлое десятилетие, а теперь предстоит проложить ещё по меньшей мере 700 км железнодорожных путей со множеством мостов, станций и объектов инфраструктуры. В итоге магистраль объединит Ямал с Уралом, Северо-Западной и Центральной частью России. Значение проекта трудно переоценить, особенно  в контексте бурного современного развития русской Арктики.

Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн. В феврале 2017 года было заявлено что окончание строительства планируется в 2023 году, стоимость проекта оценена в 236 млрд рублей. В некоторых СМИ полная стоимость проекта называется в  260 миллиардов рублей.

Одна из главных задач проекта  проложить путь к портам Северного морского пути, сократить протяженность транспортных маршрутов из Западной Сибири. Ведь согласно прогнозам, в 2035 году объемы перевозок по Севморпути вырастут в десятки раз. 

По словам главы ЯНАО Дмитрия Кобылкина, многие компании уже заявили, что хотят участвовать в этом проекте, кроме того, к магистрали проявляют интерес и ведущие российские банки.

Строительство Северного широтного хода займёт 45 лет.  Логическим продолжением Северного широтного хода является линия «Бованенково  Сабетта». Регионам нужен выход в Мировой океан. А выход один  через порт Сабетта.

Огромный уральский промышленный комплекс мог бы работать по короткому плечу, поставлять до Сабетты тот или иной груз и выходить в Мировой океан.

Оптимисты уверяют, что проект будет развиваться сам, продолжая путь на север и восток, при этом вовлекая все большие территории Урала и Сибири, это придаст новый импульс развития огромному региону за Уралом вплоть до Тихого океана, а так же всей российской Арктике