Всероссийский мониторинг ОНФ «За доступную среду» проводился в сентябре – октябре этого года с целью оценить эффективность мер по формированию доступной городской среды.

Исследованием были охвачены 79 регионов, в нем приняли участие 1 тыс. 591 инвалид, в том числе передвигающиеся на креслах-колясках (75%), незрячие и слабовидящие (25%). Мероприятия проводили более 600 активистов ОНФ и волонтеров, многие из которых сами являются представителями общественных организаций инвалидов.

Мониторинг Народного фронта показал, что ситуация с доступностью в стране понемногу улучшается. Так, если в 2015 г. только половина опрошенных инвалидов отмечала улучшение доступности инфраструктуры, то в этом году об этом заявили две трети респондентов.

Результаты опроса показали, что три четверти респондентов указывают на прямую зависимость между своей активностью и степенью доступности окружающей среды. Именно барьеры окружающей среды ограничивают права инвалидов, особенно в таких сферах, как получение услуг общественного транспорта, получение медицинской помощи, товаров и услуг в организациях розничной торговли и бытового обслуживания.

Мониторинг проводился на основе нового маршрутоориентированного подхода к оценке доступности городской среды, который учитывает, с одной стороны, адресные потребности инвалидов, с другой стороны, опирается на принцип непрерывности доступности городской среды. Его автором является координатор мониторинга, эксперт ОНФ по делам инвалидов, научный руководитель АНО «Национальный центр проблем инвалидности» Александр Лысенко.

«Маршрутоориентированный подход позволяет выявить на приоритетных маршрутах передвижения инвалидов барьеры городской среды, являющиеся препятствием для удовлетворения социальных потребностей этих людей в жизненно важных сферах, оценить влияние существующих барьеров на доступность для людей социального пространства персональных потребностей, содействовать выбору и принятию адресных мер по адаптации городской среды», – подчеркнул Лысенко.

По результатам обследования 1 тыс. 835 жизненно важных (повседневных) для инвалидов маршрутов было установлено, что три четверти из них являются для людей на креслах-колясках и незрячих очень сложными, а часто просто недоступными. Это прежде всего маршруты на пути к учреждениям здравоохранения и объектам торговли.

Две трети инвалидов признались, что испытывают трудности при выходе из дома, во дворах, в пределах пешеходных коммуникаций. Городским транспортом может без проблем воспользоваться лишь одна треть людей с инвалидностью. Полностью доступных маршрутов, на которых инвалид может передвигаться самостоятельно и без сложностей, не выявлено вообще. Частично доступными было признано лишь 4% маршрутов.

«Реализация государственной программы «Доступная среда», конечно, приносит свои результаты, – сказал Александр Лысенко. – Прежде всего проблема доступности окружающей среды стала предметом общественного внимания и контроля. Большой общественный резонанс получили итоги нашего мониторинга. В нем принимали участие люди, относящиеся к самым маломобильным категориям, – инвалиды на креслах-колясках и незрячие. Но в то же время мы вынуждены отметить, что ситуация с доступностью окружающей среды у нас по-прежнему удручающая. Большинство людей с инвалидностью не может самостоятельно, без сложностей добраться до поликлиники, социального учреждения, купить продукты в магазине».

Александр Лысенко подчеркнул, что неправильно улучшать доступность отдельных объектов точечными методами, например, лишь устанавливая пандусы возле домов и соцучреждений или же пуская по маршруту низкопольные автобусы.

«Улучшать ситуацию нужно комплексно, отслеживая все сложности по всему протяжению маршрута, который преодолевает человек с инвалидностью: делать удобные съезды на тротуарах, комфортные входы в метро, подъезды к автобусным остановкам, обеспечивать безопасные пешеходные переходы, совершенствовать работу транспорта. Все результаты мониторинга и предложения экспертов ОНФ по улучшению доступности окружающей среды для инвалидов будут направлены в Минтруд и региональным властям», – резюмировал эксперт ОНФ по делам инвалидов.

Источник