5 декабря 1957 года в Ленинграде был спущен на  воду атомный ледокол «Ленин». С вводом его в эксплуатацию началась новая эра использования атомной энергии в мирных целях.

Первый в мире атомный ледокол вошел в строй через 60 лет после первого плавания первого в мире арктического ледокола «Ермак», построенного по проекту вице-адмирала Степана Макарова.

К этому моменту почетный ветеран отечественного флота еще находился в строю, и лишь в 1963 году был выведен из эксплуатации.

Советские кораблестроители ледокол «Ленин» построили в сжатые сроки, решение о строительстве атомного ледокола было принято в ноябре 1953 года и уже спустя 4 года, на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, 5 декабря 1957 года, судно, не имеющее мировых аналогов, было спущено на воду. Его спуск, запланированный на полдень, приветствовал залп пушки Петропавловской крепости. Над его постройкой трудилось свыше 200 промышленных предприятий.

Ледокол представляет собой гладкопалубное судно длиной 134 метра, шириной 27,6 метра, высотой борта 16,1 метра и водоизмещением 16 тысяч тонн (без балласта), на корабле имеется вертолетная площадка.

После ввода в эксплуатацию ледокол продемонстрировал высокую проходимость и маневренность во льдах. В навигацию 1961 года атомоходу удалось пробиться в труднодоступный район Чукотского моря, севернее острова Врангеля, основать дрейфующую станцию «Северный полюс-10», на которой осталась группа полярников. В навигацию 1971 года, вместе с ледоколом «Владивосток»он стал первым из надводных судов, прошедших севернее Северной Земли.

С появлением атомного ледокола на арктических трассах удалось вдвое продлить срок навигации в восточном секторе Арктики, а в западной ее части она стала практически круглогодичной. Экономическая целесообразность и эффективность эксплуатации атомохода была очевидна.

Кроме того «Ленин» стал испытательной площадкой для решения различных научно-техническихвопросов, связанных с использованием атомных установок.

За 30 лет службы ледокол прошел 654,4 тысячи морских мили (в том числе 563,6 тысячи во льдах), провел 3741 транспортных и ледокольных судов, и установил целую серию мировых рекордов.

Лишь после этого ветеран был выведен из эксплуатации и поставлен к причальной стенке на вечную стоянку в Мурманске.

Неравнодушным мореплавателям удалось отстоять корабль, на металлолом он не пошел, сегодня «Ленин» является музеем истории отечественного атомного флота и освоения Арктики.

материал РП