Визиты представительных делегации, поездки губернатора за рубеж, высокие встречи и переговоры – всё это происходит под лозунгами привлечения новых инвесторов и небывалой заинтересованности большого капитала во вложениях  в этот «лакомый кусок» Западной Сибири.

Четыре дня в Югре работала делегация Союза торговых палат Швейцария  Российская Федерация и остальных стран СНГ, которая устами Вице-президента Марины Вербицкой высоко оценила инвестиционный потенциал Югры.

«Ваш округ очень симпатичен для любого рода сотрудничества и вложений денег».

Гостиничный бизнес и туризм, банковская сфера, геологоразведка и добыча нефти именно по этим направлениям будет развиваться сотрудничество между Югрой и Швейцарией, цитирую СМИ заявления ответственных лиц.

Отметим, что незадолго до визита швейцарской делегации, власти региона представили инвестиционный потенциал округа на деловом мероприятии в Южной Корее. По словам губернатора Натальи Комаровой, инвестиционная емкость Югры без нефтегазовых проектов составляет свыше 5 млрд долларов США.

«Можно с уверенностью говорить о том, что инвестиционная емкость территории готова к принятию новых масштабных проектов, что поддерживается набором государственных финансовых, фискальных и административных стимулов»,  заявила Наталья Комарова.

Губернатор говорит то, что и должна говорить в подобных ситуациях  о привлекательности территории для инвесторов.

Однако все «запасы»«перспективы»«емкости» и «потенциалы» хорошо воспринимаются на слух, на деле же Западная Сибирь по-прежнему «провинция», не решившая глобальную транспортную проблему, и не смотря на огромные просторы и низкую плотность населения, не имеющая достаточно перспективных земель для крупных вложений и развития. Огромная часть территории округа – трудно-проходимые болота, леса, подтопляемые поймы.

Экономисты констатируют невысокое инфраструктурное развитие региона. Дороги и коммуникации – очень дорогое удовольствие в подобных условиях.

Хотя, справедливости ради, заметим  уровень комфортности проживания в населенных пунктах Югры по сравнению с другими региона, все еще остается привлекательным.

Главная проблема  недостаточное количество транспортных артерий, в том числе железнодорожных, которые при резком росте экономики региона, будут не в состоянии обслуживать большой поток грузов и пассажиров.

Пример тому  Ханты-Мансийск, который не связан со страной железнодорожными путями. Существует ли еще проект железной дороги к месторождениям Приполярного Урала?

Впрочем, эта территория очень сложная для любого строительства: болота, множество рек, протоков, озер, что резко удорожает строительство любой дороги, плюс трудный климатический пояс, что так же сказывается на затратах при возведении любых строений.

На днях в думе округа были озвучены некоторые цифры, которые никак не назовешь оптимистическими: за первое полугодие уходящего года прибыль компаний упала чуть ли на 70%. Согласно данным налоговых служб, наметилось снижение сборов, в частности, по НДФЛ, а общие налоговые поступления в бюджет ХМАО уменьшились на 26%, до 73 миллиардов рублей.

Если суммировать все плюсы и минусы для инвесторов, то отдаленность региона, неразвитость транспортной инфраструктуры, огромные затраты на коммуналку и дорогое строительство, плюс недостаток полномочий для смелого экономического маневра  все это делает сомнительной привлекательность региона, о которой так много говорится в последние дни.