Четыре дня в Югре работала делегация Союза торговых палат Швейцария — Российская Федерация и остальных стран СНГ, которая устами Вице-президента Марины Вербицкой высоко оценила инвестиционный потенциал Югры.
«Ваш округ очень симпатичен для любого рода сотрудничества и вложений денег».
Гостиничный бизнес и туризм, банковская сфера, геологоразведка и добыча нефти —именно по этим направлениям будет развиваться сотрудничество между Югрой и Швейцарией, —цитирую СМИ заявления ответственных лиц.
Отметим, что незадолго до визита швейцарской делегации, власти региона представили инвестиционный потенциал округа на деловом мероприятии в Южной Корее. По словам губернатора Натальи Комаровой, инвестиционная емкость Югры без нефтегазовых проектов составляет свыше 5 млрд долларов США.
«Можно с уверенностью говорить о том, что инвестиционная емкость территории готова к принятию новых масштабных проектов, что поддерживается набором государственных финансовых, фискальных и административных стимулов», — заявила Наталья Комарова.
Губернатор говорит то, что и должна говорить в подобных ситуациях — о привлекательности территории для инвесторов.
Однако все «запасы», «перспективы», «емкости» и «потенциалы» хорошо воспринимаются на слух, на деле же Западная Сибирь по-прежнему «провинция», не решившая глобальную транспортную проблему, и не смотря на огромные просторы и низкую плотность населения, не имеющая достаточно перспективных земель для крупных вложений и развития. Огромная часть территории округа – трудно-проходимые болота, леса, подтопляемые поймы.
Экономисты констатируют невысокое инфраструктурное развитие региона. Дороги и коммуникации – очень дорогое удовольствие в подобных условиях.
Хотя, справедливости ради, заметим — уровень комфортности проживания в населенных пунктах Югры по сравнению с другими региона, все еще остается привлекательным.
Главная проблема — недостаточное количество транспортных артерий, в том числе железнодорожных, которые при резком росте экономики региона, будут не в состоянии обслуживать большой поток грузов и пассажиров.
Пример тому — Ханты-Мансийск, который не связан со страной железнодорожными путями. Существует ли еще проект железной дороги к месторождениям Приполярного Урала?
Впрочем, эта территория очень сложная для любого строительства: болота, множество рек, протоков, озер, что резко удорожает строительство любой дороги, плюс трудный климатический пояс, что так же сказывается на затратах при возведении любых строений.
На днях в думе округа были озвучены некоторые цифры, которые никак не назовешь оптимистическими: за первое полугодие уходящего года прибыль компаний упала чуть ли на 70%. Согласно данным налоговых служб, наметилось снижение сборов, в частности, по НДФЛ, а общие налоговые поступления в бюджет ХМАО уменьшились на 26%, до 73 миллиардов рублей.
Если суммировать все плюсы и минусы для инвесторов, то отдаленность региона, неразвитость транспортной инфраструктуры, огромные затраты на коммуналку и дорогое строительство, плюс недостаток полномочий для смелого экономического маневра — все это делает сомнительной привлекательность региона, о которой так много говорится в последние дни.