На минувшей неделе в российский прокат вышел фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» режиссера из ХМАО Александра Ханта.

Кинолента, завоевавшая в Карловых Варах главный приз конкурса «К востоку от запада» и гран-при фестиваля в Выборге «Окно в Европу», была одним из четырех претендентов на «Оскар». Однако в шорт-лист все-таки не попала, уступив картине «Нелюбовь» Алексея Звягинцева.

Критики уже назвали режиссерский дебют выпускника ВГИКа уроженца Ханты-Мансийска Александра Ханта «экзистенциальным роуд-муви о России без прикрас, с песнями Хаски и народными духовными скрепами».

Главных героев в фильме, сына и отца, сыграли Евгений Ткачук и Алексей Серебряков. По сюжету, 27-летний Витька Чеснок – парень за плечами которого детдомовское прошлое – мечтает сбежать от наскучившей жизни и нелюбимой жены. Внезапно объявившийся Леха Штырь бывший уголовник, тиран и по совместительству отец Витьки вносит свои коррективы в жизненный план главного героя. Выясняется, что у отца имеется квартира, а значит у Витьки появляется шанс на новую жизнь. И он решает реализовать свой шанс, сдав парализованного отца в дом инвалидов. Такой вот нехитрый план в обычной житейской ситуации. Куда приведет героев путешествие сквозь череду разные встреч, событий, бандитских разборок, российских просторов, долгих разговоров и, конечно, попыток найти ответы на очень болезненные вопросы и приведет ли куда-нибудь вообще, станет ясно в конце фильма. А, может, и не станет.

Фильм, «начавшись на бодрой ноте с танцами под группу «Грибы» в местном баре, в середине сменяется хлесткими рэп-композициями в машине героя, когда на фоне мелькают березы, бесконечные поля, угрюмые придорожные кафе и уродливые рекламные вывески. Под финал – берущая за живое лирика об упущенных возможностях, так что только самый черствый человек не смахнет слезу. Это придется по вкусу и молодежной аудитории, и рефлексирующим зрителям. Если первые в плей-листе Чеснока легко узнают песни Хаски, Пики, Антохи МС и PRNRML, то более зрелые зрители обратят внимание на Россию без прикрас с коврами на стене, высокими заборами, крепким чаем и духовными скрепами», – пишет СоюзКино.

Александр Хант обладает, как минимум одним крайне важным для дебютанта качеством: художественной наглостью. Он рисует картину реальности яркими кислотными мазками и резкими, иногда раздражающими, иногда будоражащими нотами современной музыки, представляя зрителю немного гротескные, но вполне узнаваемые грани нашей реальности. В фильме много намеков и аллюзий, отсылок с недавнему прошлому и сегодняшнему дню. Зритель видит российскую действительность такой, какой она могла бы быть в самом диком, безумном сне и в то же время такой, какой мы видим ее, выглянув из окна.

«Россия одновременно дикая и домашняя, жуткая и родная, гротескная и неброская, сюрреалистическая и реальная. Сугубо кинематографическая и условная, но, несмотря на это, узнаваемая», – отмечает Медуза.

Ну а что именно узнается, каждый зритель решит для себя сам.