Исполняется 10 лет проекту SuperJet100. По сути, впервые за постсоветскую историю в стране был создан «с нуля» авиалайнер, который был призван «закрыть» целый сигмент внутренних пассажирских перевозок. SuperJet воспринимался как символ возрождения российского авиапрома, но проект так и не смог стать коммерчески успешным.

Разговор о перспективах создания в России собственного небольшого среднемагистрального самолета, вместимостью в несколько десятков пассажиров, мягко выражаясь, назрел давно.

Авиасообщение в России требует кардинальной реконструкции и той самой оптимизации, о которой так любят поговорить федеральные чиновники. Сегодня жителям огромной страны приходится летать в соседние регионы через Москву или Санкт-Петербург.

Небольшой легкий самолет со способностью взлетать с грунтовых полос  это решение многих региональных проблем.
Как говорят специалисты, Россия должна определиться  или реконструировать все аэропорты в регионах, создавать дорогостоящие аэродромные комплексы, и тогда проектировать и строить собственные конкурентные самолеты, которые будут востребованы на международном рынке, либо наоборот  выпускать аппараты, которые будут обслуживать внутреннюю инфраструктуру, но не будут востребованы за рубежом.

Нам нужен не только самолет  нам нужна четкая программа роста регионов страны, которая решает транспортную проблему.

Нужно, чтобы соседи торговали с соседями, чтобы регионы Урала или Сибири вели совместные проекты, чтобы все работающие граждане могли позволить себе раз в месяц перелет между городами, а не откладывали бы деньги на «заоблачные» билеты целый год.

Еще в весной 2016 года на совещании по развитию авиации президент России Владимир Путин сепзпл: «Для такой страны, как наша, с такой огромной территорией, как у нас, конечно, нужна собственная машина». Речь о региональном самолете.

Особенно важна региональная авиация в регионах  за Уралом, учитывая слабую развитость там наземных дорог и крайне высокую стоимость их строительства. 

К сожалению, реально уровень перевозок региональными самолетами в гигантской по масштабам территории России ничтожно мал.

Самым популярным самолетом для перелетов между регионами в Союзе были знаменитые Ил-42, которые до сих пор эксплуатируются на некоторых маршрутах, активно также использовались Ту-134 и Ту-154, которые несколько лет были полностью выведены из эксплуатации после критики со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева в связи с серией инцидентов с этими машинами.

 

Сегодня от 1400 воздушных гаваней, функционировавших в Союзе, осталось всего 280.

Не удивительно, что пассажиропоток в России упал со 140 млн до 93 млн человек в год, при этом 55% рейсов выполняется за рубеж.

Для сравнения: в США цифра выросла примерно с тех же стартовых показателей до 800 млн человек и продолжает расти  при доле внутреннего пассажиропотока в 94%.

Сегодня более 90% гражданских самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, зарубежного производства. Это прямая угроза национальной безопасности: если при очередных санкциях нам запретят поставлять запчасти,  самолеты бороздить просторы над огромной страной просто перестанут.

Поэтому на «Суперджет» делалась не только коммерческая ставка  он должен был означать триумфальное возвращение России на мировой гражданский авиарынок.

Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)  современный российский гражданский самолет, разработанный и производимый АО «Гражданские самолеты Сухого» (АО «ГСС»).
SSJ100 рассчитан на перевозки на ближнемагистральных и среднемагистральных маршрутах.  Коммерческая эксплуатация SSJ100 началась в 2011 году.

За десять лет было построено всего 130 самолетов, из которых в эксплуатации находятся 105.
По оценкам экспертов, этот проект так и не вышел на самоокупаемость и шансов на то, что он когда-нибудь окупит инвестиции, практически нет.

Сейчас SuperJet живет, в основном, за счет государственной поддержки.

SSJ100  первый гражданский самолет, разработанный в России. Относится к семейству региональных судов, дальность полета базовой версии  4400 км, вместимость  98 пассажиров.

Крупнейший эксплуатант SSJ100  «Аэрофлот». Однако с самого начала эксплуатации SSJ100 «Аэрофлот» сталкивался с большим количеством отказов систем самолета. К примеру, фиксировались инциденты, связанные с системой управления механизацией крыла, системой уборки/выпуска шасси и управления створками, промерзал механизм открытия дверей багажно-грузовых отсеков при эксплуатации самолета в зимний период, иногда не работала ГЛОНАСС в режиме автоматического управления полетом. Кроме того, дверь переднего туалета в открытом положении блокировала дверь кабины экипажа.

Еще два года назад «Аэрофлот» жаловался на рост количества непоставленных агрегатов. Как следствие  увеличение времени простоя самолетов в ожидании запчастей и снижение прибыли от эксплуатации SSJ100.

До сих пор не налажено нормальное сервисное обслуживание этой машины,  жалуются эксплуатанты.

И вот, на днях, 9 октября стало известно, что HAITEC Aircraft Maintenance Gmbh (HTC) и партнеры «Гражданских самолетов Сухого» SuperJet International (SJI) подписали договор о линейном и базовом техническом обслуживании самолета.

По условиям соглашения HAITEC получает доступ к складам запасных частей, наземному и другому оборудованию, авиационной документации и обучению, а также инженерной поддержке.

_____

Польза региональной авиации для России несомненна, так сложилось, что в силу исторической центростремительности страны, у нас все наземные дороги ведут в Москву. Остается уповать на небо.