Регионы России должны видеть шедевры русской культуры у себя дома, а выставки, подобные сургутской, не должны быть сенсацией, как это происходит сейчас.

 

Целый год шла подготовка выставки, которая открылась на днях, 15 сентября, в Сургутском художественном музее. Три знаковых музея Западной Сибири – Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Государственный художественный музей Ханты-Мансийска и Сургутский художественный музей предоставили свои полотна для вернисажа.

В выставочном зале – 56 шедевров выдающихся русских художников, среди которых – передвижники, авангардисты, “мирискусники”, классики – И. Шишкин, В. Серов, К. Коровин, Б. Кустодиев, Н. Рерих, К. Петров-Водкин, И. Левитан и многие другие.

Удивительно звучат слова искусствоведов о том, что выставка в Сургуте призвана показать жителям города, что, мол, не все выдающиеся полотна классиков хранятся в картинных галереях Москвы и Петербурга, есть что-то и в закромах Сибири. Вообще-то в СССР полотна из государственных хранилищ распределялись так, чтобы ни один регион и ни одна республика не были обделены возможностью показывать подлинники русской живописи, скульптуры и народного творчества. К сожалению, многие шедевры “ушли” от нас, потому что хранились в музеях советских республик, хотя и являлись приобретениями российской имепраторской короны или самого СССР. Но вот почему российские провинциальные музеи остались после распада СССР в нищете – и финансовой, и содержательной – это вопрос, на который, думется, ещё предстоит отвечать нашему обществу.

Не стоит нам считать, что в двух столицах – Петербурге и Москве – все сливки, а за Уралом – то, что не поместилось в хранилища Эримитажа и Третьяковки. Вообще-то большинство выдающихся мастеров русской живописи – провинциалы, самородки, выросшие в маленьких и больших губренских городках и имениях, некоторые из художников – бывшие крепостные, а так – разночинцы, интеллигенты… Советские классики тоже выходцы не из парадных подъездов столичных высоток.

Сегодня музейное дело – отнюдь не в фокусе внимания министерства культуры, но политика в этой области должна быть, конечно, пересмотрена. Регионы России должны видеть шедевры русской культуры у себя дома, а выставки, подобные сургутской, не должны быть сенсацией, как это происходит сейчас.

Драматично складывается ситуация и с современным искусством, как в Росиии в целом, так и в Сибири в частности. Во всём регионе не больше 20 галерей современной живописи: в Новосибирске их пять – это на на полтора миллиона жителей, три в Иркутске, по одной – в Красноярске и Омске. Люди не покупают картины. Причной тому – низкий уровень достатка населения, нищета, полное отсутствие интереса государства к поддержке современной русской живописи и скульптуры. Но зато у тех, кто сколотил немалые состояния на перепродаже нефтяных и газовых запасов Родины, часто наблюдается нескромный интерес к западной живописи, которую эти люди охотно покупают… Нефть рано или поздно закончится, а искусство – не просто останется. Это – единственное, что может помочь человечеству выжить. Потому что только оно сможет вернуть верное представление о ценностях, которые сегодня перевёрнуты с ног на голову.

Надо заметить ещё и то, что в стране сильно упал образовательный уровень. Дерево с рекой на картине есть? – Значит, хорошая картина. Вот как рассуждают те, кто заходит в частные галереи. Искусство, – это конечно, вопрос комплексный, и его состояние в стране напрямую зависит, заметим, в первую очередь от того, как часто в начальной и средней школе класс ходит на экскурсию в музей.

Мы надеемся, что школы Сургута организуют экскурсии на выставку в Сургутском художественном музее; продлится она до 26 ноября 2017 года.

Открытие выставки:

Иллюстрация – кадр из сюжета ОТРК ЮГРА

Print Friendly, PDF & Email