Сайт Facebook и многие приложения этой компании давно заблокированы на территории Китая.

Сама социальная сеть заблокирована в 2009 году, Instagram — в 2014-м, а WatsApp частично заблокировали в июле 2017-го. Чтобы изменить ситуацию, Марк Цукерберг встречался с китайским президентом, главным чиновником по вопросам Интернета и другими политиками, демонстративно читал китайскую коммунистическую пропаганду, изучал путунхуа (китайский язык) и даже 22 минуты публично выступал на этом языке.

Ничего не помогло. Теперь Facebook пробует хитрый путь в обход Великого китайского файрвола.

В мае 2017 года Facebook одобрил запуск на территории Китая мобильного приложения Colorful Balloons, которое является практически точной копией фирменного приложения Facebook Moments для обмена фотографиями со смартфона. Но если во всём мире Moments соединяет пользователей через Facebook, то Colorful Balloons работает через китайскую крупнейшую соцсеть WeChat с применением QR-кодов.

Приложение выпущено через местную подставную компанию, которая формально никак не связана с Facebook, сообщил газете The New York Times источник, осведомлённый о планах компании, но пожелавший остаться анонимным в связи с конфеденциальным характером информации.

Судя по описанию в китайском App Store, разработчиком приложения является компания Youge Internet Technology с юридическим адресом в восточной части Пекина, на четвёртом этаже одного из офисных зданий (редакции NYT не удалось найти в офисном здании номер офиса, указанный в регистрационных документах фирмы). Исполнительным директором указана женщина по имени Чжан Цзинмей, которую недавно видели на важной встрече между представителями Facebook и администрацией Шанхая (на фото она сидит рядом с Ван-Ли Мозер, топ-менеджером Facebook по связям с китайским правительством). Это указывает на высокий статус Чжан Цзинмей и доверие к ней со стороны руководства Facebook.

Сравнение программ Colorful Balloons app (слева) и Moments (справа)

Сравнение программ Colorful Balloons app (слева) и Moments (справа)

В мае 2017 года в Китае вступил в силу новый закон о кибербезопасности, направленный против иностранных интернет-компаний. Закон требует компаний хранить данные на территории Китая и предусматривает «проверки безопасности» среди компаний в ряде секторов. Пользователи интернет-мессенджеров обязаны регистрироваться под своими настоящими именами. Всё это делается под предлогом защиты от кибератак и терроризма. Закон декларирует намерение контролировать и защищать «критическую информационную инфраструктуру», хотя чётко не прописаны меры защиты и субъекты этой инфраструктуры. Во многом репрессивное китайское законодательство дублируется с последними законами, принятыми в России, которые тоже декларируют борьбу с сервисами анонимизиации, требуют хранения данных на территории РФ и декларируют намерение защищать «критическую информационную инфраструктуру».

Источник
Print Friendly, PDF & Email