Станет ли авиасообщение в России доступным? Способны ли внутренние авиалинии связать все регионы? Можно ли создать в России систему авиасообщения в обход Москвы?

Во время «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным не осталась в тени важнейшая для жителей страны тема  гражданская авиация, положение дел в которой влияет на ситуацию в России не меньше, чем уровень развития автомобильных и железных дорог.

Работник аэропорта Ростова-на-Дону Александр Серов обратил внимание на чудовищный перекос в пользу Москвы, который сложился в системе авиасообщения России:

«Скажите, пожалуйста, будут ли планироваться мероприятия, которые направлены на расширение нашей внутрирегиональной маршрутной сети, чтобы связать наши районы, области, регионы прямым авиасообщением?».

В ответ Путин озвучил ключевой смысл существования сбалансированной системы авиасообщения  сохранение единства территории России. «Граждане должны иметь возможность передвигаться в регионах не через столичные города. Вы правы абсолютно»,  отметил президент. В то же время Путин констатировал, что «в 1990-х, начале 2000-х у нас эта сеть полностью развалилась». По его словам, власти сейчас работают над тем, чтобы воссоздать нормальное авиасообщение между регионами на «новой базе».

«Для Дальнего Востока, для Восточной Сибири эти проблемы наиболее остро ощущаются: расстояния большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры.  пояснил Путин.  Мы создали семь казенных предприятий, которые должны заниматься организацией этих внутренних межрегиональных перевозок. Это первое. Они функционируют, и я очень надеюсь, что будем делать дальше: расширять их деятельность и количество на другие регионы Российской Федерации».

Одновременно государство планирует реанимировать проект Ил-114, двухмоторного турбовинтового самолета ОКБ Ильюшина, предназначенного для эксплуатации местными авиалиниями. В июле 2014 года Путин поручил правительству подумать над организацией серийного производства этой машины. Было решено создать модернизированную версию Ил-114, однако недостаток финансирования мешает окончательно решить этот вопрос и наладить выпуск самолета. На «Прямой линии» президент пообещал, что «попеняет» правительству на ситуацию с Ил-114.

Проблемы гражданской авиации РФ сводятся  к одному аспекту, который как раз озвучил Путин, — слабая экономика межрегиональных перевозок.

Государство вынуждено субсидировать прямые рейсы между городами и труднодоступными населенными пунктами, иначе население просто не сможет оплатить цену билета (похожая ситуация сложилась с электричками).

Причина в том, что у местных перевозчиков порой отсутствует соответствующая авиатехника (те же Ил-114), и они вынуждены эксплуатировать более дорогостоящие машины.

Организация казенных предприятий и субсидирование является полумерами. Выходом станет массовое появление Ил-114 и других ближне- и среднемагистральных самолетов, включая МС-21.

Немало усилий нужно приложить для развития малой авиации, как частной, так и государственной. Для этого потребуются внести изменения в законодательство и вложить деньги в восстановление небольших аэродромов.

Главное – возродить конкуренцию среди перевозчиков. Это позволит снизить нагрузку на государство,  и, возможно, приведет к снижению цен на билеты.

Однако история с ликвидацией «Авиановы» и «Трансаэро» свидетельствует о волчьих правилах, которые господствуют на авиарынке РФ.

Крупным игрокам невыгодна конкуренция со стороны частных компаний и лоукостеров.

Гражданская авиация после распада СССР ушла в глубокое пике. Достаточно сказать, что в Советском Союзе насчитывалось 1,4 тыс. аэродромов, а сейчас  около 200.

В декабре 2017 года в Ростове-на-Дону откроется первый с 1991 года аэропорт!

96% пассажироперевозок в РФ осуществляется судами иностранного производства.

Однако россияне готовы платить за авиабилеты. Об этом свидетельствуют данные Росавиации: несмотря на кризис пассажиропоток в РФ не упал.

Так, в 2015 году авиакомпании (включая иностранные, работающие в России) перевезли 159,3 миллиона человек, а в 2016-м  159,6 миллиона. Снижение пассажиропотока коснулось только международных рейсов (с 54,1 миллиона до 46,4 миллиона человек).

Количество пассажиров, летавших внутренними рейсами, выросло на 7,6%, до 113,1 миллиона.

Если местные или федеральные авиакомпании получат необходимую авиатехнику и запустят хотя бы нерегулярные рейсы между городами, расположенными в нескольких сотнях километрах друг от друга, то спрос на них будет высоким. Однако государству с большой вероятностью придется субсидировать подобные перевозки, по крайней мере, первое время.

Благие начинания может похоронить существующая система управления отраслью. За положение дел в гражданской авиации отвечают несколько ведомств: Минтранс, Минпромторг, Росавиация, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ростехнадзор. В связи с этим целесообразно использовать советский опыт, создав Министерство гражданской авиации. Это подчеркнет приоритет развития гражданской авиации и позволит следить за выполнением поставленных задач.

по источнику

Print Friendly, PDF & Email