В СМИ практически без комментариев осталась тема указа президента РФ, который позволяет Федеральной службе безопасности изымать землю и расположенные на ней постройки для нужд государства. Документ вступил в силу со дня подписания, то есть 16 мая 2017 года. Владимир Путин внес поправки в закон об ФСБ от 11 августа 2003 года, а не в Земельный кодекс РФ.

Текст указа состоит из двух страниц и полномочия ФСБ описаны в двух пунктах. С юридической точки зрения документ составлен абсолютно грамотно, однако отсутствие правовых подробностей и объяснений властей породили множество сомнений в блогосфере и у пользователей соцсетей. При этом подавляющее большинство федеральных и оппозиционных СМИ почему-то не стали делать аналитику по столь громкому поводу.

 

В «исключительных случаях»

19 августа 2016 года ФСБ опубликовала на портале проектов нормативных актов проект указа о наделении ее правом изымать земельные участки. В пояснительной записке было указано, что эта мера будет применяться в «исключительных случаях».

Подразумевается, что ФСБ понадобится использовать данную компетенцию с целью выполнения международных договоров, строительства и реконструкция объектов государственного значения, «а также по иным основаниям, установленным федеральными законами». Указ президента практически в точности повторяет текст проекта ФСБ.

В конце марта 2017 года право изымать земельную собственность получила Федеральная служба охраны (ранее ведомство могло только бессрочно пользоваться земельными участками). Примечательно, что ФСО подготовила соответствующий проект 5 августа 2016 года, то есть на две недели раньше инициативы ФСБ.

Наделение силовиков дополнительными компетенциями стало трендом последних лет и россияне к этому привыкли.

Тем не менее законодательством РФ установлены определенные правила, которые обязаны соблюдаться при передаче собственности для нужд государства.

Земельный кодекс гласит, что решение об изъятии «может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов». Таким образом обладателям данного права  ФСБ, ФСО и Росимуществу  необходимо заблаговременно и документально обосновать причину изъятия.

Кроме того, собственнику должны возместить ущерб, упущенную выгоду (если это территория предприятия), убытки, связанные с переездом, и многое другое. Правда, как показывает практика изъятия земельных участков в пользу государства при подготовке олимпиады в Сочи, права владельцев в России далеко не всегда соблюдаются, а суды проявляют куда большую лояльность государству.

Зачем ФСБ понадобилось полномочие по изъятию земли? Эта мера может показаться чрезвычайной и вполне вероятно, что так оно и есть. Слишком непредсказуемо развивается ситуация с безопасностью. ФСБ отвечает за охрану границ и отдельных объектов. Гипотетически может возникнуть форс-мажор, когда спецслужбе понадобиться в кратчайшие сроки возвести какое-либо дополнительное сооружение, но она столкнется с массой бюрократических проволочек.

Злые языки в Сети утверждают, что «чекисты» якобы настолько обнаглели, что подготовили почву для экспроприации земли в свою пользу. Выглядит эта конспирологическая версия отдельных мыслителей Рунета уж слишком примитивной.

Во-первых, нынешнее законодательство обязывает обосновывать необходимость изъятия.

Во-вторых, кадастровые базы находятся в открытом доступе и потому правозащитникам и юристам не составит труда, чтобы проверить, кто в итоге получит изъятую землю.

Коррупционные риски

Адвокат, эксперт в сфере недвижимости Олег Сухов считает, что указ вполне соответствует букве закона и формально не нарушает принципы частной собственности, «так как ограничение этого права предусмотрено как раз в интересах государства». Однако Сухова настораживает, что «круг государственных структур, уполномоченных забирать чужую собственность, пусть и по решению суда, ширится с каждым годом». По его мнению, указ президента может использоваться ненадлежащим образом.

«Это может привести к разного рода коррупционным схемам, при которых сначала участки будут предназначаться для государственных нужд, а в итоге возводиться на них будут коммерческие объекты. Чем больше чиновников будет иметь право на принятие подобных решений, тем выше коррупционный риск»,  заявил  Сухов.

Адвокат обращает внимание, что на практике судьи редко выясняют, есть ли реальная необходимость у госведомств изымать собственность.

Управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов в беседе с «Русской планетой» отметил, что Земельный кодекс слишком пространно поясняет случаи, когда изъятие земли необходимо для нужд государства.

«Это очень широкая формулировка, которая позволяет наделить правом изъятия земель для госнужд многие ведомства, что и происходит сейчас на практике. Помимо ФСБ, такое право получили также ФСО и Росимущество. В целом наделение широкого круга ведомств правом принимать решения об изъятии недвижимости ни к чему хорошему не приведет»,  рассуждает Бишенов.

Источник

Print Friendly