Фильму режиссёра А. Учителя “Матильда” о романе императора Николая Второго и балерины Матильды Кшесинской ещё долго до выхода на экраны, но отзывы он уже собрал.

СМИ пересказывают со слов авторов содержание фильма, а в интернете появился трейлер, но основе которого ведутся споры.

Фильм называют “богохульным”, “прямо противоположным житию государя Николая Второго”, “порочащим нашу историю”, в сети размещаются ролики с названием “Матильда русофобская”, “богомерзкий фильм”.

Заметим, что 2 февраля 17 года отмечается 100 лет со дня отречения Николая Второго от престола. А фильм “Матильда” намечен к премьере в марте.

Депутат Наталья Поклонская включилась в дискуссию:

“В последние дни очень широкий общественный резонанс вызвала тема предстоящего выхода в прокат художественного фильма «Матильда».

По замыслу авторов, он рассказывает о якобы имевшей место порочной связи цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) с балериной Матильдой Кшесинской. Афиша киноленты преподносит это как некую «тайну» дома Романовых.

Люди уже расценивают этот фильм как антиправославную провокацию и имеют право так говорить, потому, что они выражают свое мнение.”

13 тыс. человек подписали размешённую в сети петицию против выхода фильма в прокат.

Основной аргумент тех, кто публично выступил против фильма, – пока что один – сведения о романе Николая Второго и Кшесинской – это профанация.

– Чего там православные шебуршат? – говорит историк и биограф дома Романовых Зоя Белякова. – Матильду свёл с Николаем его отец. И говорить об этом можно, он не святой, а страстотерпец, – приводит реплику издание Метро.

– В трейлере всё враньё, – говорит историк, специалист по Романовым и Рюриковичам Евгений Пчелов. – Это был роман двух молодых людей, очень трогательный, совсем не связанный с похотью, политикой и так далее. В картине из этого сделали такую безобразную чепуху. Но я не считаю, что его нужно запрещать – все исторические фильмы у нас сейчас такого уровня.

Как бы то ни было, но кино – это художественный вымысел, оно не обязано рассказывать правду и не претендует на это. И Учитель имеет право придумать любые истории про любых исторических деятелей и снять о них фильм. Другой вопрос, что не очень понятно, почему именно жизнь Николая Второго взял Учитель за основу? Придирчивые критики могли бы подумать, что именно ради рекламы фильму – которую, собственно, и получает, – потому что фигура последнего императора – одна из наиболее шикроко обсуждаемых в РФ сегодня.

Но это, скорее всего, тоже не правда. Потому что Учитель почти всю свою творческую карьеру занимается именно этим временем, и Николай Второй с Кшесинской – чуть ли единственные видные фигуры начала прошлого века, о которых он ещё не снял фильм. Ему, судя по всему, нравится эстетика, нравится время.

Проблема только в том, что фильм снят на государственные средства, и тут и общественность, и тем более наделённая мандатом народа Наталья Поклонская имеют полное право протестовать против содержания картины.

Вот он, этот трейлер:

Реклама фильма сопровождается претенциозными сентенциями: “Любовь, изменившая Россиию”, “Ты царь – ты имеешь право на всё, кроме любви”.

Увы, слоганы в стиле дешёвой бульварной литературы и дамских романов.

Кто это всё придумывает? Откуда в стране, создавшей прекрасную литературу и прекрасный кинематограф, такая вторичность и безвкусица?

Честно говоря, если принять во внимание трейлер фильма, то претензии общественности к нему кажутся неуместными. Единственный вопрос, который возникает: уж больно всё это – и сюжет, и кадры – похоже на толстую развесистую клюкву – и не является ли ею, случайно? Вообще-то то, что мы видим в трейлере – не высокое киноискусство, а пошлость.

Но опять много раз доказано, что по трейлерам судить о фильме нельзя. Правда, мы можем говорить только о таких случаях, когда в прокат шёл отличный, просто блестящий набор кадров в трейлере – и получалось скучное кино в результате. А вот чтобы было наоборот – такого не попадалось. Но, вполне возможно, фильм А. Учителя как раз ещё очарует своим стилем и беспрекословной одарённостью автора.