Странно, что никто серьёзно ещё не написал про самую яркую телепремьеру сезона – сериал телеканала “Россия” “Чёрная кошка”.

Посмотрев несколько первых серий, пытливый телезритель воскликнул в интернете: фраза “А колье-то краденое!” – это отсылка к фразе “А браслетик-то краденый!” – из фильма “Место встречи изменить нельзя”!

Ну да. Банда “Чёрная кошка”, действительно, – главное действующее лицо советского телефильма “Место встречи изменить нельзя”. И это в данном случае не значит ничего и никак не умаляет достоинств нового фильма.

Фильм отличный. Большая редкость на нашем ТВ, когда у сериала есть свое лицо, свой язык, даже свой стиль актёрской игры. И тогда ни очевидно небольшой бюджет, ни исторические неточности – не играют никакой роли – художественное произведение это вымысел, и если оно состоялось, то в этот вымысел мы верим больше, чем в правду.

Достоинство картины не только в этом. Редкий случай для изголодавшегося по прекрасному зрителя: чёткая и внятная моральная позиция авторов.

Если честно, то надоела исключительная аморальность художественных произведений, которые рождаются в РФ. Причём не только кино-произведений: то же самое в литературе, на телевидении, даже в музыке.

Нам всюду рассказывают, что жить в своё удовольствие – хорошо, а всю жизнь работать и скромно выйти на пенсию – это лузерство. Нам “втюхивают”, что высший смысл жизни – стремиться к финансовому успеху, то есть главное в жизни – зарабатывать как можно больше денег – за что вообще-то в любом развитом обществе всегда презирали. Это ценности, согласно которым, если ты родился убогим и слабым – то это твоя личная плохая карма и неумение приспосабливаться – и соответственно ты дожен выживать как сможешь.

Сегодня примитивные неандертальские ценности почему-то подаются как универсальная система морали. И те, кто должен бы сказать своё слово в момент духовного коллапса общества – деятели искусств – наоборот, первыми с восторгом транслируют примитивную программу.

Надо заметить, что именно кино явило публике апофеоз деградации.

“Чёрная кошка” – редкий пример нескольких, буквально, исключений из печального правила.

Традиционные ценности, согласно которым, – красть – плохо, помогать слабым – долг сильного, а жизнь ради удовольствия – как раз и есть удел слабаков и неудачников, – наконец-то прозвучали с экрана.

Приятно видеть великолепную – причем не в отдельных случаях – а ансамблем – актёрскую игру. Константин Лавроненко, живой классик, лауреат всего, играет что-то вроде Глеба Жеглова из параллельной реальности. Вообще-то Лавроненко прославился на ролях противоречивых негодяев, в то время, как его настоящее амплуа – это Герой. Положительный герой в самом что ни на есть кустарном смысле слова. Сыграть положительного Героя – это самое сложное, что может актёр. В России нет общепринятой разделяемой обществом морали, поэтому и нет актёров, способных сыграть настоящего героя, поэтому и не создано до сих пор такого образа на экране. В СССР была чёткая ясная система ценностей, и поэтому Герои возникали легко, и многие талантливые люди находили себя в создании такого материала.

Прелесть “Чёрной кошки” именно в том, что здесь нам показывают Настоящих Положительных Героев, причем разных.

Второй следователь, архетип “Шарапов” – это Виктор Каратов в исполнении Игоря Петренко. Игорь Петренко давно-давно сыграл главную роль в фильме “Водитель для Веры” – после чего как-то пропал из поля зрения. В “Чёрной кошке” актёр появился в эфире уже совсем взрослым.

Удивительно, что у нас совсем нет красивых актёров такого возраста. Это видимо, результат того, как жизнь пережёвывает людей – и артистов в том числе – в наше сложное аморальное время: трудно не сломаться, не правда ли? Актёр должен быть свободен от низменного, материального – а тут непрерывная борьба за выживание. И на лицах всех наших актёров старше юношеского возраста – следы лжи самим себе, приспособления, профессиональных измен, погони за деньгами и прочего. У них из-за лжи – в первую очередь, профессиональной лжи – как у Пиноккио – удлинняются носы, перекашиваются рты, вырастают желваки…

Игорь Петренко – удивительное исключение. Это, видимо, говорит о том, что он сумел сохранить себя. Похоже, он не провёл все нулевые в погоне за кассой, как все наши плакатные звёзды.

Игорь Петренко – прекрасный выбор на главную роль. Вообще навязывание левых ценностей коснулось у нас и навязывания искаженных идеалов красоты – как в мужском, так и в женском варианте. И создатели “Чёрной кошки” восстанавливают историческую справедливость и в этом вопросе тоже. Все актеры – красивые люди, прекрасно сложенные, с вытянутыми силуэтами, с приятными, поставленными, как в СССР, – голосами. Здесь не снимаются мужчины, бритые налысо, нет молодящихся стареющих звезд, играющих роли не по возрасту, нет бездарностей, которые обязательно присутствуют в каждом фильме или сериале в качестве напоминания о суете сует. Наконец-то.

Видно, что Петренко создаёт образ, над которым он – скажем кощунственное – думал!

О боги, неужели хоть кто-то наконец хоть о чём-то думал в наших сериалах? Петренко безусловно создал Настоящего Героя, какого мы так хотим видеть, по которому соскучились, и без которого – если кто не понимает – у нас нет будущего.

В сериале великолепные женщины и женские роли, великолепные мужские образы, о которых пока не будем; великолепный режиссёр и художник. Но об этом – чуть позже.