“Чёрная кошка” – второй, после сериала “Ликвидация”, в истории РФ киноматериал, вышедший из шинели классического советского телефильма “Место встречи изменить нельзя”. Поскольку стилистика и образы пошли “в тираж” и “в народ”, – можно говорить о самостоятельном киножанре: советский нуар.

Все три произведения никак нельзя отнести к обширному разделу бандитского кино, или боевиков, который, конечно, развит у нас, – потому, что в боевике нет и не должно быть никакой рефлексии о времени, о духовных проблемах, о становлении личности в обществе, о построении государства. А вот в советском нуаре это всё есть.

Забавно, что режиссёр-постановщик “Чёрной кошки” Антон Сиверс ранее снимал серии эпохалки “Улицы разбитых фонарей”.

В “Чёрной кошке”, как и в “Место встречи изменить нельзя”, идёт разговор о времени, о преодолении трудностей, о столкновении характеров и мировоззрений, о социальной справедливости, в конце концов, – последнее очень важно, именно поэтому жанр называется “советский” нуар, – вопросы социальной справедливости поднимало именно советское кино, российское этого не делает.

В “Чёрной кошке” нарисован образ времени и сделана попытка осмыслить его сквозь пройденное страной после восьмидесятых. Так, вроде, по мнению авторов, мы много потеряли, – и такая позиция является большим достижением на фоне унылых бесперспективных антисоветских полотен, которые подают нам под видом сериалов и кинофильмов российские кино- и теледеятели.

Не совсем ясно, считают ли авторы, что мы что-то хорошее приобрели. Наивной выглядит сцена, где Н. С. Хрущёв на совещании убеждает подчинённых, что, если они не обеспечат “в стране порядок”, то народ скажет “зачем нам такая власть”. Гримасы демократии ещё не осенили русские просторы во времена Н. Хрущёва, и такая трактовка времени выглядит незрелой.

Авторы “Чёрной кошки” для себя ещё не расставили точки над “и” в понимании процессов, которые были запущены в период распада СССР – вроде как надо радоваться, а зацепиться радости не за что. И то, что эта позиция очевидна, – как раз признак таланта, а вообще, мы уже рассказывали, что фильм отличный.

Полноценный художественный продукт, который сообщит нам внятно и наотмашь – что же всё-таки произошло со страной после победы в Великой Отчественной и вплоть до сего дня, – впереди. Он будет точно, не сомневайтесь, так как тему поднмают не в первый раз. Он будет не только в кино, но и в литературе, и в театре – которые тоже сегодня барахтаются в идеологической нищете. Найдётся лидер, который скажет важные слова, и вслед за ним – плотину прорвёт. Под напором рвущегося на свободу потока будут бежать, сверкая методичками “Как правильно написать сценарий для Голливуда”, толпы продюсеров, антрепренёров, режиссёров, толпы “ассоциаций продюсеров кино и телевидения”, толпы организаторов кинопремий, толпы сценаристов, инвесторов, рантье, издателей, а также толпы владельцев заводов и пароходов.

А Герой уже появился – об этом мы рассказывали в предыдущей серии:
“Традиционные ценности, согласно которым, – красть – плохо, помогать слабым – долг сильного, а жизнь ради удовольствия – как раз и есть удел слабаков и неудачников, – наконец-то прозвучали с экрана”, –
подробнее: Сериал “Чёрная кошка”: в нашем кино появился положительный герой.