На днях Госдума приняла поправки к закону «О торговле», которые, по мнению независимых экспертов, упростят выход на рынок продукции малого и среднего бизнеса.

Как складывается конечная цена продовольственных товаров для потребителей уже не для кого не секрет. «Большую лепту» в цену вносят посредники и, что самое удивительное  – сами торговые сети, которые фактически монополизировали торговлю продуктами питания. По крайней мере, в городах.
Вносимые поправки к закону «О торговле» назрели давно. Существующий порядок формирования ассортимента прилавков, практически непреодолим для представителей малого и среднего бизнеса. Сельхозпроизводители не первый год сетуют на условия, выставляемые торговыми сетями. Сегодня осилить все поборы ритейлеров могут только крупные поставщики.

Мелки конкуренты крупных игроков продовольственного рынка, а это самые разнообразные и чаще всего добросовестные производители, просто вытеснены с прилавков сетевых магазинов.

Вся существующая система отбора ассортимента и формирования ценовой политики, как утверждают аналитики, служит интересам торговых сетей.

С трудом выживают не только производители, серьезно потеснили мелкие торговые точки, которые сегодня являются последним шансом для мелких и средних сельхозпроизводителей, а так же – поставщиков.

Законопроект, внесенный еще в январе 2016 года группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, заметно ограничивает «аппетиты» ретейлеров.
В частности, обозначены новые границы так называемых ретробонусов   это своеобразный «оброк», собираемый крупными торговыми сетями с поставщиков за большие объемы закупок. Если сегодня ретейлеры могут получить до 10% от стоимости поставленного товара, то в новой редакции закона он снижен до 5%.

Кроме того, сокращены сроки оплаты за поставленный товар. Теперь торговая сеть должна будет расплатиться в течение 5 рабочих дней, за товары со сроком годности 10 дней. И еще одно новшество: отменяется практика возврата не проданного товара.

Не трудно догадаться, что представители крупной торговли задействовали все рычаги влияния, чтобы торпедировать поправки. Звучат угрозы возможного дефицита.

Против принятия поправок выступает Ассоциация компаний розничной торговли, которая даже обратилась к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с призывом провести «тщательный анализ экономических последствий» нововведений. 

Но представители малого и среднего бизнеса парируют: новые поправки открывают прилавки для новых поставщиков, а значит, по крайней мере, дефицита не будет.

С уверенностью можно утверждать одно: чем выше конкуренция, тем ниже цена. По крайней мере, хочется надеяться, что новые поправки удержат цены от произвольного искусственного роста, который возможен только в отсутствии конкуренции.