В преддверии думских выборов одним из наиболее актуальных вопросов для кандидата/партии является вопрос бюджета избирательной кампании в одномандатном округе.

На тему стоимости кампании депутата-одномандатника наиболее часто и определенно на данный момент высказывались в основном политтехнологи, что, в общем, ожидаемо и объяснимо. В 2016 году профессиональный цех election makers ожидает самый большой спрос на их услуги за последние более чем 10 лет. Цифры звучали разные: от $750 тыс. до 100 млн. руб. (из расчета $10 на избирателя).

В конечном итоге в результате нескольких обсуждений на профессиональных площадках остановились на вилке от 50 млн. руб. до 150 млн. руб. с учетом поправок на известность, коэффициентов по территориям и всевозможных прочих оговорок.

Деньги - чиновник, зарплата

На наш взгляд, такой разброс слишком велик и расплывчат, чтобы быть квалифицированным. Безусловно, говорить об определенных цифрах весьма затруднительно в силу отсутствия сложившегося профессионального рынка услуг (по понятным причинам он «схлопнулся» с исчезновением губернаторских и отменой мажоритарных выборов) и связанной с этим утратой большей части компетенций, неоднородностью регионов, общей социально-политической и экономической нестабильностью и пр.

выборы

Однако предлагаемые подходы, точнее, один превалирующий – количество долларов на одного избирателя, следует, на наш взгляд, считать весьма поверхностным, не учитывающим реалии, а потому устаревшим, существующим во многом по инерции.

Просмотреть доклад полностью.

Бюджеты регионов в нынешних реалиях позволят брать средства из казны, наверное, лишь Тюменской области – в бюджет Ямала заложено лишь 4,3 млн руб. субсидий на обеспечение муниципальных выборов, а Югра финансирует только выборы депутатов думы Ханты-Мансийского округа.