Федеральная антимонопольная служба предложила запретить дешевые лекарства.

Проще всего обрушить праведный гнев на ФАС, дескать вот она настоящая забота о простых гражданах Но, как говорил товарищ Саахов,  «Торопиться не стоит».

Проблема гораздо глубже, и лежит она не в плоскости компетенции ведомства господина Артемьева.

Суть проблемы: за два последних года (по данным ФАС) были сняты с производства порядка 200 наименований лекарств местного производства из списка жизненно важных препаратов. В ближайшее время еще полторы сотни лекарств ждет та же участь.

Сняты с производства следующие препараты: ибупрофен, фуросемид, сульфат магния, ампициллин, левомицетин, нистатин и многие другие.

 Почему?
 Да невыгодно это производителям.
 А если поднять цены?
 Нельзя! Их стоимость регулируется государственными органами.

Речь о наименованиях, которые включены в список жизненно необходимых лекарственных препаратов. Кстати, два года назад, в марте 2014-го, правительство отказалось индексировать цены на лекарства из этого списка.

Результат: фармакологи, как нормальные бизнесмены, которым собственный карман ближе всего на свете, поступили так, как им выгодно  отказались от производства малоприбыльного продукта. Тем более что в этой области всё до смешного просто: аналог под другим названием, и все дела!

Именно это и обеспокоило Федеральную антимонопольную службу, которая предложила несколько вариантов выхода из кризиса: либо индексировать цены, либо вообще их «отпустить», либо на все лекарства из данного списка «накинуть»по пять рублей.

Одним словом, в создавшейся ситуации ФАС меньше всего в заслуживает критики.

Да, проблема требует немедленного решения. Варианты предлагаются разные. Минздрав, например, за другой путь: выдавать субсидии тем российским компаниям, которые производят убыточные, но жизненно важные лекарства. Казалось бы, вполне разумно и даже гуманно для малоимущих граждан, но любые субсидии из бюджета всегда несут соблазн коррумпированных схем, которые в итоге могут аукнуться поднятием цен в другом лекарственном сегменте. А кроме того, субсидирование  не гарантия того, что лекарства появятся на прилавках аптек.

Поэтому «скачок» в пять рублей, при условии, что это полностью осчастливит производителей, вполне рыночный и действенный прием, который, признаемся, не придавит потребителя, сумма для покупки (тем более единовременной) чисто символическая.

Вопрос в другом: пять рублей хватит? И надолго ли? Учитывая инфляцию.

Теперь о главном? Государственное регулирование в экономике  очень даже хорошо и необходимо, но почему же мы создали такие механизмы, которые даже на уровне производства жизненно важных лекарств, требуют специальных заседаний и решений кабинета министров, чтобы найти некие лазейки и сделать исключение из общих правил?

Нынешний разговор о здоровье и доступности препаратов, кстати зачастую копеечных по своей себестоимости, опять свелся по-сути к разговору о сверхприбыли фармакологических компаний.

 
Неужели производители лекарств, выпуская препараты, которые продаются в аптеках по заоблачным ценам, не могут «закрыть» недополучение доходов от производства того, что необходимо и жизненно важно для людей?

 
Почему предприятия по производству лекарств, получая лицензии, не берут на себя никакой социальной ответственности? Ведь, абсолютно ясно, что выпуская доступные лекарства, вполне можно компенсировать свои «недоходы» сверхприбылями от производства дорогих препаратов с низкой себестоимостью!