19 января  праздник Крещения Господня. 

Приближается один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника  «Епифания»  явление, или «Теофания»  Богоявление. Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к этому дню.

Что же произошло при Крещении Господа?

Самое главное  это явление Пресвятой Троицы.

Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке»,  поют в храме.

Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Ему Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (Предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, Иоанн говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода  начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды  там пустыня.

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику.

В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день  6 января (по старому стилю). Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним.

День перед Крещением называют Крещенский Сочельник.

Это первый постный день после праздника Рождества Христова. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей».
18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Еще этот день накануне праздника называется Навечерие.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества. Второе название  сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день поста варить особый взвар с медом и изюмом  сочиво. В этот день готовили овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников.

Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды  в Сочельник и в самый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду Животворящего Креста Господня.

19 января особо значим для христиан. По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так  всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года.

Народ верит в чудодейственную силу этой воды: ее дают пить больному, чтобы скорей выздоровел, окропляют «святой»водой новый дом, чтобы жилось в нем счастливо. Есть поверье: кто раньше почерпнет крещенской воды, у того хозяйство и дела пойдут лучше.

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, а кто-то кропит офис, и место учебы, и даже автомобиль.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.