Невероятно, но факт  в начале года бензин в России подешевел. На 4 копейки. Это официальные цифры.

Нет никакого секрета в том, почему цены на бензин и дизельное топливо падают почти во всех странах мира, а в России  нет. Это разные системы налогообложения. В США в стоимости литра бензина налоги составляют около 20 процентов, а у нас более 60-ти.

Итак, бензин во всем мире катастрофически дешевеет, вслед за падающими ценами на сырец. В конце 2015 года в Европе бензин стал дешевле для розничных потребителей в среднем на 4 процента, а в США и того больше  на 11 процентов. Так, в штате Мичиган стоимость галлона бензина упала в воскресенье, 17 января, до 47 центов. Это около 12 центов за литр. Вы будете удивлены, в переводе на родные рубли, это целых 10 руб за литр автомобильного топлива.

 

Почему же в России обрушения ценника на заправках не произошло?

Внутренний топливный рынок России продолжает жить отдельной жизнью.

Не надо быть дипломированным экономистом, чтобы понять: завышенные розничные цены  единственный способ для работающих в топливном секторе компаний добрать те деньги, которые они теряют из-за удешевления ресурсов. Нефтяники, потеряв сверхдоходы из-за международной конъюнктуры, добирают прибыль за счет внутреннего рынка.

Но главное в том, что нынешняя система налогообложения делает крайним конечного потребителя, который расплачивается за все сборы и поборы тех, кто имеет какое-либо отношение ко всей цепочке – от добычи до пистолета заправки.

Зарубежные эксперты наивно прогнозируют снижения стоимости топлива в России на 15 процентов в нынешнем году. Объективных причин достаточно. И главная из них, это падение цен на нефть, в том числе  в рублях.

Однако экономический заповедник, в котором вынужден существовать российский автолюбитель, живет по другим законам, в котором прямой связи цен на бензин в России с себестоимостью исходного сырья нет.

Беда в том, что цена нефти не является решающей при формировании цены литра бензина, и как утверждают специалисты, в розничном ценнике всего порядка 10 процентов стоимости нефти, остальное налоги.

Одна из причин  законодательная база, в которой нет прогрессивного налогового инструмента управления прибавочной стоимостью крупных производителей. Спекулянты и посредники в этой системе  координат всегда будут в прибыли.

В последний год резко вырос акциз на машинное топливо. На протяжении трех последних лет акцизная ставка для автомобильного топлива росла плавно, увеличиваясь на тысячу рублей, но год назад акциз резко подскочил и теперь составляет 13,3 тысяч за тонну. Кроме того, львиную долю в формировании цены бензина занимает транспортировка готового продукта.

Основными видами транспортировки нефти и бензина по России остаются железная дорога, а также трубопроводы «Транснефти». Стоимость транспортировки увеличивается.

Поэтому вынуждены констатировать: дальнейшее падение мировых цен на нефть не вызовет того же эффекта на внутреннем рынке. Цена на бензин не будет падать вслед за котировками рынка. Чтобы это случилось, надо коренным образом менять всю систему налогообложения, что приведет к коренной модернизации всего экономического механизма.

Вероятно, время для этих реформ настало, но давайте смотреть правде в глаза – вряд ли они возможны именно сейчас, в разгар очередного кризиса, когда правительство заявляет о 10-процентном урезании бюджета.