В более дефицитном, по сравнению с нынешним, бюджете 2016 года увеличивать расходы на социальный блок и поддержку муниципалитетов пришлось за счет экономии на новых стройках и программах развития.

Дефицит югорской казны в 2016 г. запланирован в размере 25,7 млрд руб., рост сразу на 10 млрд руб. к году текущему и почти на 15 млрд – к прогнозу. Второй год подряд регион уходит в минус, с профицитом Югра заканчивала лишь 2014 г., тогда на счетах бюджета осталось 12,6 млрд руб. Минфин ожидает, что по итогам 2015 г. регион получит 194,8 млрд руб. доходов, в 2016 г. сумма снижается до 176,3 млрд руб. (это на 10,5% меньше, чем в последнем прибыльном для региона периоде). Расходы тоже снижаются, но менее существенно: с 210,1 млрд руб. до 202,1 млрд руб.

Налоговые доходы потеряли в весе из-за снижения налога на прибыль организаций, 14 млрд руб. (компании заплатят 60,5 млрд руб.) не смогли компенсировать рост платежей по НДФЛ и налогу на имущество. При этом, правительство готово рассматривать снижение региональной ставки до 10%. Такие поправки в Налоговый кодекс, напомним, прошли первое чтение в Госдуме. Если закон будет принят до 1 декабря, то он может применяться уже с 2016 г.

Cуществующий размер льгот в 2016 г. будет стоить бюджету  12,3 млрд руб. доходов по налогу на прибыль. Суммарно выпадающие доходы казны оцениваются в 27,1 млрд руб. (28 млрд руб. в 2015 г.)

газпромнефть-хантос|Фото:

Неналоговые доходы бюджета выросли, в основном, благодаря всевозможным нарушителям, на долю штрафов, санкций и возмещений причиненного вреда экологии в 2016 г. придется 1,4 млрд руб. В текущем году на этом округ заработает только 385,4 млрд руб.

В меньшую сторону изменилась сумма безвозмездных поступлений – дотаций из федерального бюджета, на которых Минфин в этом году решил сэкономить. Вместо 5,2 млрд руб., обещанных годом ранее, Югра получит 4,3 млрд руб.

Регион, в свою очередь, по отношению к муниципальным образованиям такой же способ экономии применять не стал. Дотации югорским территориям в бюджете выросли на несколько миллиардов до 13,3 млрд руб. Также увеличились расходы по социально-культурным госпрограммам (со 137 до 143,7 млрд руб.), а вот разделы бюджета, касающиеся развития отраслей экономики и жилищно-коммунальной сферы, напротив, ужаты на 5,4 и 9 млрд руб. соответственно.

По двум госпрограммам развития ЖКХ округ планировал выделить 20,3 млрд руб., но сумма уменьшится до 11,3 млрд руб. На 52% до 7,8 млрд руб. сократилось региональное финансирование госпрограммы “Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры” Деньги сняли со статьи развития жилищного строительства, по которой муниципалитеты получали субсидии на строительство социального жилья, подводку к нему инфраструктуры и ликвидацию аварийного фонда. В депфине автономии это объясняют дополнительными ассигнованиями на приобретение жилья в 2015 г., на программу направили порядка 8,5 млрд руб. В 2016 г. на места перечислят только 1,9 млрд руб., на которые будет введено 1,2 тыс. “квадратов”.

Из восьми программ развития отраслей экономики рост финансирования наблюдается только по двум: управление госимуществом и развитие использования минерально-сырьевой базы, почти не изменились расходы на программы занятости. Агропромышленный сектор ХМАО в будущем году получит меньше денег благодаря тотальному сокращению федеральных субсидий. Отраслевая госпрограмма сокращена до 1,4 млрд руб. (2,08 млрд руб. в 2015 г.). В 2015 г. сельхозтоваропроизводители получали дополнительные субсидии в рамках антикризисных мер. Кабмин отчитался об исполнении программы и отказался от дополнительных расходов в 2016 г. По всем статьям дотации сокращены на 10-60%, мясное скотоводство Югры, фермеры и сельские территории Минфин оставил без поддержки вовсе. Снижением субвенций объясняется и 30%-ная потеря финансирования лесопромышленного комплекса – 1,7 млрд руб. по сравнению с 2,3 млрд руб. в текущем году.

Наталья Комарова, агропромышленная выставка|Фото:

Программа социально-экономического развития ХМАО в будущем году утверждена в размере 3,4 млрд руб. – финансирование снизилось на 36,8%. Уменьшились средства на пенсионное обеспечение (в 2015 г. бюджет потратил больше из-за взноса в Ханты-Мансийский НПФ, который вступал в систему гарантирования прав застрахованных лиц) и развитие малого и среднего предпринимательства. Регион снизил финансирование МСБ (расширив перечень льгот) на 200 млн руб. до 425 млн, а федерация, в прошлом году направившая югорскому бизнесу 172 млн руб., субсидий не заложила вовсе.

Губернатор Югры Наталья Комарова, комментируя проект бюджета, отмечала, что он получился “максимально развернутым к людям”, подтверждение тому – рост расходов на социальные госпрограммы. Основная статья блока – образование, профинансирована в размере 55,2 млрд руб. (53,3 млрд руб. в 2015 г.), хотя федеральный бюджет снизил субсидии региону с 336 до 9 млн руб. Наибольший удельный вес – 72,8% – расходы на реализацию подпрограммы “Общее образование. Дополнительное образование детей”, бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 40,2 млрд руб. Школы получат 23,3 млрд руб., детские сады – 14,3 млрд руб. Сюда же заложены расходы на “сертификат дошкольника” – с 2016 г. региональный бюджет будет частично компенсировать расходы частных детсадов.

перинатальный центр, Сургут|Фото: ugra-news.ru

В образовательных статьях весомую часть занимают “майские указы”: округ направляет средства на выплаты студентам из малоимущих семей, поддержку одаренных детей, развитие дополнительного образования. Кроме того, по собственной инициативе в Югре решили проиндексировать стипендии сразу на 6,5%, а не на 5%, как было утверждено ранее.  Напомним, что  Минфин предполагает повысить стипендии только на 4%.

Президентские указы увеличили и региональные траты на соцподдержку, в сравнении с прогнозом они выросли на 3% до 25,1 млрд руб. Больше 11 млрд руб. направят на программу “Дети Югры”, в рамках которой получают выплаты многодетные семьи, дети-сироты и семьи, решившие взять приемного ребенка. Однако с 2016 г. часть мер станет адресной.

В плановом периоде будет продолжена работа по усилению адресного подхода к назначению мер социальной поддержки, исходя из критериев нуждаемости, основным из которых является низкий среднедушевой доход”, – говорится в разъяснении департамента финансов ХМАО.

Например, уже со следующего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет будет предоставлено только тем семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума. Помимо этого, назначение мер социальной поддержки, например, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, помощь сиротам, оказавшимся в экстренной ситуации, будет осуществляться с учетом “ценза оседлости” – периода проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа не менее 10 лет.

В трехлетнем бюджете, который округ принимал в 2014г. здравоохранение планировалось профинансировать в размере 51,2 млрд руб. В проекте, направленном депутатам, сумма снизилась до 47,4 млрд руб. Порядка 2 млрд руб. экономии дал пересмотр стоимости строительства перинатального центра в Сургуте, кроме того, при его строительстве будет использована схема государственно-частного партнерства. По статьям, связанным с закупкой лекарств, расходы, напротив, увеличились из-за инфляции.

Источник