«Платные дороги в самой большой стране мира»  практически, оксюморон. Плата за каждый километр пути или за каждую перевезенную тонну груза, означает одно  новый оброк для каждого  даже для тех, кто не может передвигаться. Введение километрового сбора для грузовиков уже породило недовольство в профессиональной среде.  Открытие платных участков трассы Москва-Санкт-Петербург,  так неудачно совпавшее по времени с протестом дальнобойщиков, только добавляет градус скептицизма.

Вчера открылся проезд по участку новой трассы Москва  Санкт-Петербург. Теперь за право доехать из столицы до аэропорта Шереметьево-2 придется выложить до 250 рублей.

Минимальная цена за километр сегодня на открытом участке  3,7 рубля, максимальная –11,62 рубля.

Общая длина М-11, которая соединит Москву и Санкт-Петербург, составит почти 700 км.

Нетрудно подсчитать и сделать выводы: имея постоянный пассажирский железнодорожный мост между столицами в виде комфортных «Сапсанов» и относительной доступности авиабилетов, платная дорога для легкового транспорта теряет всякую привлекательность.

Совокупная плата за пользование скоростным автобаном будет в три раза выше стоимости бензина, израсходованного средней легковушкой.
Как известно, у России особенная стать. Поэтому мировой опыт мы чаще всего игнорируем, если сравнения не в нашу пользу.

Самым дорогим в мире маршрутом на сегодняшний день является поездка из Чикаго в Филадельфию, по которой полтора километра (миля) стоит в перерасчете порядка 6 рублей.

Цена балансирует между окупаемостью, которая рассчитана на десятки лет и выгодностью для потребителя, чтобы не переправить поток пассажиров в аэропорты и на железнодорожный транспорт.

У нас мотивы установления тарифа за проезд другие: выгода инвесторов, которые «вложились» в строительство новой дороги.  То есть, относительно быстрый возврат средств.

 

В штате Нью-Джерси за проезд по 300-километровой дороге водители платят 8,25 доллара, или по-нашему чуть более 500 рублей. Много это или мало для американского автолюбителя?

Для справки: за час работы в Нью-Джерси работодатель должен заплатить минимум 8,38 долларов (те же «чуть более 500 рублей»).
Считаем. Честно проработав всего лишь час, можно проехать почти 300 километров. В штате Нью-Джерси.
В России час работы оценивают в среднем 190 рублей.

Минимальная оплата  слишком условное в России понятие.

Далеко ли можно уехать по новой трассе М-11?
Даже по мировым меркам платные дороги в России достаточно дорогое удовольствие.

И как же при этом заманить перевозчиков грузов и автолюбителей на новую платную дорогу?

В России есть то, чего лишены американские владельцы дорог: административный ресурс.
Сегодня владельцы грузового транспорта, которые уж точно не видят выгоды двойной оплаты проезда и готовые «толкаться» на старых перегруженных трассах, опасаются, что очень скоро на трассах, которые имеют платных дублеров могут появиться знаки, запрещающие проезд многотонным грузовикам.

Строительство платных автодорог на совместные средства государства и частного капитала является общепризнанной практикой, но главная задача власти  не участие в коммерческих проектах, рассчитанных на долгосрочную прибыль для частных инвесторов, а содержание дорог в рабочем состоянии, и это касается не только дорожного полотна, но и ширины проезжей части, многополосности, освещения, логистики и много чего еще. Бесплатные трассы должны быть безопасны, это предусмотрено федеральным законом.

Несмотря на активное введение в эксплуатацию платных участков трасс, в России  общая протяженность их меньше, чем даже в Белоруссии.

Первые платные участки дорог в России стали появляться еще в середине 1990-х, однако целенаправленное строительство платных федеральных трасс возникло гораздо позже, после подписания соответствующего закона в 2007 году.  Платными могут стать либо вновь построенные дороги, либо реконструированные. По закону, платная дорого  должна быть дублером бесплатной.

«Автодор»  государственная структура, получившая федеральные трассы в доверительное управление  появилась в 2009-м.

В 2014 году выручка от платных участков дорог, общей протяженностью 405 км составила 2,4 млрд. рублей. Это около 6 млн. рублей за километр пути.

При этом средняя стоимость строительства 1 километр полосы в ценах 2014 года составляет (очень приблизительно, все зависит от категорий) 50 млн. рублей.

То есть, многополосная дорога имеет себестоимость до 300 млн. рублей за километр.

Возникает вопрос: если автомобилисты недовольны, дальнобойщики протестуют, инвесторы балансируют на грани убытков, тогда кому же всё это выгодно?