Отношения правительства и добывающей отрасли все больше походят на затяжную борьбу за «металл». Дефицит госбюджета в 1 триллион рублей заставляет правительственных чиновников придумывать все новые и новые способы — как дотянутся до сверхприбылей нефтяных гигантов. Однако ресурс влияния главных игроков топливного рынка на принятие ключевых решений, пока позволял сдерживать этот натиск.

Первый раунд борьбы, которая развернулась этой осенью, не выявил победителя.

Напомним, Минэкономразвития выступило с инициативой увеличения сборов с добывающих компаний и отмены некоторых налоговых льгот для нефтяных компаний. По подсчетам, мера должна была принести бюджету дополнительно 600 млрд рублей. В результате кабинетных противостояний, нефтяники «сторговались» на отметке в три раза меньше.

И вот ведомство Алексея Улюкаева выступило с новым предложением.

Нефтяникам предлагают приобретать льготы на разработку истощенных месторождений в Западной Сибири.

Эксперты говорят, что это новое слово во взаимоотношениях чиновников и нефтекомпаний. В предложение МЭР, которое ведомство озвучило на президентской комиссии по ТЭК, речь идет о тех старых участках, которые сильно истощены и в перспективе могут проработать несколько лет.

Рентабельность этих участков падает ежегодно, что не дает компаниям, особенно на фоне кризисных явлений, инвестировать в них большие средства.

По подсчетам специалистов, такая мера сулит бюджету дополнительные поступления в размере нескольких десятков миллиардов рублей.

Интересы преобретателей льгот тоже на лицо  по задумке разработчиков, те гарантируют себе льготный налоговый режим на ближайшие 10 лет.

То есть, речь идет о том, что компаниям предлагают покупать стабильность, неизменность правил игры, которые они сами же и должны оплатить. Своеобразная страховка от новых поборов?

Все это выглядит несколько странно на фоне бесконечных разговоров о том, что главное условие успешных инвестиций в экономику  устойчивость правовых механизмов для бизнеса и предсказуемость условий.

Однако, возможно, в этом предложении и есть привлекательность для нефтяников, учитывая постоянно меняющиеся правила игры, но беда в том, что предложение, пройдя систему согласований, может поменять свою суть, тем более, что в основе его вполне естественное желание  пополнить бюджет за счет недропользователей.

Уязвимость новых инициатив даже не в том, что не прописаны механизмы гарантий и законодательного регулирования предоставления новых льгот, а в том, что инструмент продажи налоговых льгот может привести к «прорехам» в бюджете в недалеком будущем.

Сиюминутные экономические интересы вновь ставятся выше возможных последствий. Сомнительная выгода добывающих компаний сегодня может привести к очевидному снижению налоговых сборов в бюджет завтра.

Эксперты уже опубликовали прогнозы по этому предложению: на сегодняшний день деньги на подобные приобретения есть только у «Сургутнефтегаза», на счетах которого скопилось более 30 млрд долларов в качестве резерва.

Роснефть, вряд ли изыщет средства на подобные «фьючерсы», учитывая нынешнюю огромную кредитную нагрузку на компанию.