Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством образования и науки РФ и Агентством стратегических инициатив (АСИ) подготовило и утвердило список «50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

В топ-50 вошли: автомеханик, мобильный робототехник, наладчик беспилотных летательных аппаратов, программист, сантехник, сварщик, слесарь, специалисты по информационным ресурсам, производству и обслуживанию авиатехники, технологии машиностроения, техник авиационных двигателей и другие. Полный список можно найти здесь.

«Мы изучили потребности компаний в кадрах. Минтруд использовал опрос, в котором приняло участие более 14 000 предприятий. Также использовалась статистика занятости в разрезе отдельных профессий. Так были выявлены профессии, которые обеспечивают массовую занятость и являются критичными для работодателей сегодня и в ближайшей перспективе. Второй источник – оценка участия компаний в подготовке кадров. Здесь нам помогли чемпионаты WorldSkills, которые показывают востребованность и перспективность отдельных профессий. Третий момент — перспективные профессии с точки зрения приоритетных направлений технологического развития, возникновения новых технологических рынков. Так, например, в списке оказались специалист по биотехнологиям и оператор беспилотных летательных аппаратов», — сказала заместитель руководителя департамента направления «Молодая процессия» АСИ Жанна Кадылева.

В марте 2015 года Правительство РФ утвердило комплекс мер, которые направлены на совершенствование системы среднего профобразования. К 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций страны будут подготовлены кадры по данному списку в соответствии с лучшими стандартами и передовыми технологиями. Работы по созданию в России шести межрегиональных центров компетенций, которые будут заниматься подготовкой кадров из этого списка (частично), уже начались. Контролировать образовательный процесс будут национальные и региональные эксперты по компетенциям.

В России уже давно наблюдается тенденция отступления гуманитариев на второй план. Однако сейчас процесс замещения стал еще более ускоренным, ибо того требует нынешняя ситуация в стране. Но для того, чтобы избавится от этого «зазора», Правительству необходимо изрядно «попотеть» — как сказал Дмитрий Анатольевич, система профтехобразования в стране подразвалилась.

«Нам здесь нужно двигаться вперед, потому что прежняя система профессионально-технического образования в значительной степени себя исчерпала, где-то подразвалилась. Новая система сейчас только создается, и мы должны брать лучшее из того, что делается в мире, и создавать свою систему профессионально-технического образования», — сказал премьер-министр России.

В условиях импортозамещения очень актуально систему улучшать — и как можно скорее. Все дело в том, что в настоящее время в Россию из-за рубежа импортируется та продукция, которую специалисты могли бы изготавливать и на российской территории. Потенциал у страны есть, ему нужно только дать развиться и раскрыться, создавая для этого необходимую среду.

В 2019 году в России пройдет чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills (в составе данной международной организации страна лишь с 2012 года), который, по мнению Дмитрия Медведева, поспособствует развитию рабочих профессий в стране.

Если власти поставили перед собой задачу стать более конкурентоспособными на международной арене в области рабочих профессий, то данный чемпионат действительно сможет стать неплохой площадкой для того, чтобы перенять какой-то положительный опыт у конкурентов, заявить о себе.

В 2013 году Россия заняла на этом чемпионате последнее 41 место, так что нам есть куда расти. И чтобы быть если не лучше, то хотя бы наравне с конкурсантами из других стран, молодые специалисты должны отвечать требованиям международного уровня, для чего утверждение топ-50 профессий стало отправной точкой. Данный список будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также отдельных образовательных программ.

Вернемся к системе профтехобразования, ведь прежде чем рабочие профессии развивать, их нужно еще и получить.

«За последнее десятилетие доля тех, кто именно после 9-го класса идет получать профессиональное образование, увеличилось почти на 10 процентных пунктов – с 34 до 45%. После 9-го класса чуть больше 55% школьников выбирают траекторию «старшая школа – вуз», остальные идут в колледжи и техникумы», — сказал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

То есть, проблема передела учебных заведений в стране является действительно актуальной, раз показатели «привлекательности» техникумов и колледжей растут. Понятное дело, что резко не сократишь часы, отведенные на подготовку тех или иных специалистов, которые не вошли в «топ», с последующим полным отказом от «нетрендовых» специальностей.

Медведев говорил ранее, что большая часть средних учебных заведений должна перейти к бизнес-структурам, что позволило бы бизнесу самостоятельно генерировать заказ на те или иные специальности, по которым и проходят обучение в профтехучилищах. Развитие профтехобразования действительно возможно лишь на базе сотрудничества бизнеса с местными властями.

Что нужно для успешного бизнеса? Да, менеджеры и экономисты, безусловно, играют немаловажную роль, но нужны и те, кто будет на практике воплощать технические решения. Экономисты, юристы отходят постепенно на второй план. Владимир Путин уже говорил, что столько, сколько сейчас готовится специалистов по данным направлениям, «народному хозяйству и экономике» просто не нужно. И Министерство образования начало постепенно сокращать подготовку «ненужных» специалистов.

Медленно, но верно, гуманитарное знание деградирует, это следует признать. Но нужно смотреть на вещи и нынешнюю ситуацию здраво: отечественный производитель должен быть конкурентоспособен в условиях падения цен на нефть, санкций и прочих обстоятельств. Увы, на протяжении долгого времени среднему профтехобразованию не уделялось должного внимания, и оно во многих областях находится и по сей день «на обочине», финансирование его осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего качеством подготовки таких специалистов остается недоволен работодатель, оставляя, вроде бы, человека «с корочкой» без работы.

Но дело не только в этом. Популярность данного вида образования снизилась, причин для этого достаточно. Во-первых, размер заработной платы для многих рабочих достаточно низок в сравнении с доходами руководителей различного уровня. Приведу пример: тот же самый автомеханик на сегодняшний момент в среднем по стране получает примерно 45 тыс. руб. Немного, согласитесь, для профессии действительно, мягко говоря, трудоемкой. Чем должен руководствоваться молодой человек, выбирая профессию того же самого автомеханика, не отдавая своего предпочтения какой-либо менее затратной морально и физически работе? Можно же сидеть на пятой точке и «ничего не делать», получая за это раза в два больше.

Государству нужно повышать привлекательность данных профессий, возможно, и путем повышения заработной платы за труд «топовых» специалистов, ведь все это исключительно в интересах страны. Финансовая часть вопроса всегда будет одной из главных, стоит это признать.

Источник