До начала международного шахматного турнира имени Карпова осталось чуть больше трёх недель – как раз подходящий срок, чтобы познакомиться с участниками 16-го осеннего сибирского “дерби”. А знакомство мы начнём с новичком турнира – Ильёй Смириным (И.С.). Илья – новичок только для Пойковского турнира, но далеко не новичок для шахмат. Он представитель классической советской шахматной школы, выпускников которой разбросало по всему миру. В осенний Пойковский он приедет из Израиля.

«Как много ручек» привезёт с собой Илья Смирин в Пойковский, чтобы начать писать свою историю участия в турнире с «чистого листа»? (Получила известность привычка Ильи менять ручки при проигрыше)

И.С.: Одну ручку, остальные возьму на месте.

Что помимо «ручек» входит в ваши шахматные суеверия?

И.С.: Рубашку меняю после проигрыша и бреюсь в зависимости от ситуации. Но бритьё – переменчивая примета.

Какие мысли у вас возникают от названия «Пойковский» (на уровне ассоциативного ряда)…

И.С.: Пение хором, Циолковский,  Бологан и Онищук.

Какое вам выражение ближе – «Шахматы – удел избранных» или «Шахматы умрут, если не станут массовыми»? Если можно – чуть разверните ответ.

И.С.: Я не очень люблю банальности, поэтому оба выражения мне не близки, но со вторым, пожалуй, я соглашусь больше. Только массовость я бы заменил на популярность.

Насколько важно для вас при анализе чужой партии «понимать» шахматиста? (То есть принимаете ли вы во внимание при анализе внеигровые моменты, эмоциональный фон. Насколько это важно для вас, как шахматного комментатора)

И.С.: Психология вообще играет в шахматах огромную роль, даже начинающие шахматисты обычно ее учитывают, вольно или невольно. Кроме того, иногда во время партии я корректирую плану исходя из собственного эмоционального состояния. Для комментатора эта составляющая ,наверное, не так важна, хотя, конечно, постоянно имеет место быть. Чисто шахматные, без примесей комментарии довольно скучны по-моему.

Вы много знаете о многих своих соперниках. Вам когда-нибудь в игре приходилось использовать знания о внеигровых кондициях соперников?

И.С.: Достаточно часто, особенно если играешь с близким по классу соперником.

Израиль «ландшафтно» очень отличается от Белоруссии. Не на уровне ментального восприятия страны, а на уровне привыкания к «среде обитания» – было что-то, к чему вам сложно было привыкнуть в Израиле?

И.С.: К жаре, к маленькой территории и к свойственной для южеых стран (это я потом понял) тяги к шумным разговорам. Библейские же ландшафты Израиля и сегодня производят на меня сильное впечатление.

Современные шахматы стали моложе, жёстче, профессиональнее… Феномен Ласкера («энциклопедиста») в современных шахматах не возможен? Вообще сегодня широкий кругозор для шахмат высоких достижений – это конкурентное преимущество или непродуктивно потраченное время в ущерб основной подготовки?

И.С.: Ласкер – мой любимый шахматист той эпохи. Он был по-настоявшему незауряден. Сейчас личностей такого масштаба в шахматах не видно, хотя все может быть. Широкий кругозор  на высшем уровне скорее преимущество (хочется так думать), но и обратная ситуация имеет свои плюсу (я видел и такое не раз – А. Макаревич) в сегодняшних шахматах.  Вообще, стремление к узкой специализации в ущерб кругозору – это сегодня тенденция, заметная, на мой взгляд, не только в шахматах. Хотя, возможно, я просто ворчун.

Вы согласны с утверждением – «Современный “топовый” шахматист — это человек в совершенстве научившийся умению не ошибаться»?

И.С.: В целом не согласен, хотя есть, конечно, такие моменты.

Илья Смирин, шахматы, турнир

Во всём мире сейчас становится «немножечко нервно», а есть пара гроссмейстерских рецептов, позволяющих в вашей среде (среде людей с сильными индивидуальностями, носителей полярных политических взглядов) избегать «цугцванга» в отношениях?

И.С.: Вряд ли есть универсальные рецепты, я же в последнее время стараюсь поменьше спорить и доказывать коллеге (и не только) его неправоту – все равно в 99.9% случаев каждый остаётся при своем мнении.  За исключением, конечно , предельно принципиальных для меня моментов.

У вас есть особая «гроссмейстерская» диета? Вам требуется «настроиться» на турнир? Какие способы настройки, исключая анализ партий конкурентов, ваша “настройка” включает?

Моя диета – больше шоколада и фруктов во время турнира. Перед соревнованием стараюсь зарядится положительными эмоциями (по разным направлениям) плюс приятные но более интенсивные физические нагрузки.

Фото: Whychess.com и “Территория шахмат”