Глобальное потепление и освоение Арктики могут возродить к жизни опасные для человека вирусы.
Группа ученых из Франции и России обнаружила в пробах вечной мерзлоты, полученных в ходе бурения на Колымо-Индигирской низменности, расположенной на границе Чукотки и Якутии, новый вирус гигантского размера. Он получил название Mollivirus sibericum. Год назад в тех же пробах, извлеченных с 30-метровой глубины, был выявлен первый древний гигантский вирус — Pithovirus sibericum.
— В отличие от подавляющего большинства вирусов, распространенных на Земле на сегодняшний день, Mollivirus sibericum и Pithovirus sibericum можно разглядеть в обычный световой микроскоп. Это возможно из-за их большого размера, — пояснила кандидат геолого-минералогических наук, заведующая лабораторией криологии почв Институтафизико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Елизавета Ривкина. — Длина Mollivirus sibericum составляет 0,6 микрона, то есть он в два раза меньше, чем ранее обнаруженный Pithovirus sibericum длиной в 1,5 микрона, — самый большой из всех известных. Однако оба вируса относятся к числу гигантских. Чтобы получить этот статус, любой вирус должен быть длиннее микрона — одной тысячной миллиметра.
Возраст обнаруженного вируса Mollivirus sibericum — не менее 30 тысяч лет.
Живучий паразит
Вирус Mollivirus sibericum, захороненный в толще вечной мерзлоты на 30 тысяч лет, за все это время не утратил вирулентности, то есть патогенных свойств. Из-за того, что он ни разу не оттаивал и все время находился в состоянии глубокой заморозки, у него сохранились нетронутыми участки ДНК. Это позволило ученым на некоторое время «оживить» его, просто поместив в чашку Петри, наполненную примитивными одноклеточными организмами — амебами Acanthamoeba. Эти амебы оказались уязвимы к действию древнего вируса и стали его носителями. Ранее аналогичным образом был «реанимирован» Pithovirus sibericum. Таким образом, после эксперимента по кратковременному«оживлению» Mollivirus sibericum стал четвертым по счету известным ученым ДНК-содержащим гигантским вирусом, способным атаковать амебы Acanthamoeba. К их числу также относятся вирусы Mimivirus и Pandoraviruses, живущие в наши дни.
В ходе эксперимента вирус Pithovirus sibericum инфицировал колонию одноклеточных и убил всех амеб в чашке Петри всего за сутки. Другие известные науке гигантские вирусы тоже паразитируют в основном на амебах. Однако два года назад в крови 11-месячного ребенка были найдены следы ДНК Marseillevirus — еще одного вируса-гиганта. Кроме того, есть гипотеза, что гигантский вирус Acanthamoeba polyphaga mimivirus способен стать причиной развития пневмонии у человека. Хотя сам вирус ни у одного больного пневмонией пока обнаружить не удалось, в организме части пациентов были найдены антитела к нему, что говорит о возможном его присутствии.
Месть ГУЛАГа
Оба «воскрешенных» вируса — и Pithovirus sibericum, и Mollivirus sibericum — не представляют опасности для человека. После недолгой «реанимации» ученые вновь вернули их в замороженное состояние.
Однако нет никаких гарантий, что в вечной мерзлоте не таятся другие древние вирусы, которые способны оказаться патогенными для человеческого организма. Всего нескольких вирусных частиц может оказаться достаточно для того, чтобы, попав в восприимчивую среду, они возродились, распространились и со временем послужили причиной глобальной эпидемии. Ведь вакцин, защищающих от древних вирусных инфекций, у ученых нет. Вероятность такого сценария велика, особенно учитывая, с какой легкостью удалось вернуть к жизни сохранившие свои патогенные свойства найденные вирусы.
Риск существенно возрастает из-за глобального потепления, проявляющегося в Арктике и на субарктических территориях почти в два раза сильнее, чем в остальных регионах Земли. С таянием арктических льдов могут оказаться на поверхности, оттаять, «проснуться» и встроиться в современные экосистемы древние вирусы и прочие микроорганизмы, спящие до поры до времени в вечной мерзлоте.
Вторым фактором риска, способным пробудить древние и абсолютно не известные науке патогенные вирусы, является освоение Арктики человеком.
— Арктические регионы представляют все больше интереса из-за минеральных ресурсов, доступ к которым и промышленная добыча облегчаются по мере изменений климата, — предупреждает профессор медицины Университета Экс-Марсель Жан-Мишель Клаври. — Если мы начнем экономическое освоение этих территорий, не принимая соответствующих мер безопасности, мы рискуем вернуть к жизни болезни, казалось бы, давно стертые с лица Земли, вроде оспы, которая считается искорененной, но, теоретически возможно, сохранилась в вечной мерзлоте. Если бы я был шахтером, работающим в Сибири, то потребовал бы вакцинировать себя против оспы.
Кстати, оспа или чума могут вернуться из вечной мерзлоты не только из-за древних вирусов, идеально сохраняющихся в холодной, бескислородной и погруженной в темноту среде. Освоение Арктики может потревожить могилы людей, которые страдали от этих болезней в прошлом веке и были похоронены в толще льда. Жан-Мишель Клаври называет эту потенциальную возможность «местью ГУЛАГа». Впрочем, «отомстить» подобным образом могут не только останки узников сталинских лагерей, но и давно вымершие неандертальцы и другие предки современных людей, в чьих телах могли сохраниться убившие их вирусы.
Поэтому и российские, и французские ученые предлагают приступать к любой промышленной добыче минеральных ископаемых на территории Арктики лишь после того, как будут проведены все необходимые исследования грунта.
— Ни в коем случае нельзя забывать о том, что вечная мерзлота является резервуаром, в котором на протяжении тысяч и даже миллионов лет хранятся жизнеспособные микробные клетки, микроорганизмы, а также продукты их жизнедеятельности, — резюмирует Елизавета Ривкина.