9 августа Православная церковь чтит великомученика Пантелеимона. Он стал одной из жертв последних гонений на христиан в Римской империи и, по преданию, мог исцелять одним лишь произнесением имени Христа.

Гонения

Это было время, которое вошло в историю как «великое гонение христиан». Начавшись в 303 году по указу тетрархов — четырех правителей Римской империи,  оно продлилось десять лет. По всей империи прокатилась волна казней. От христиан требовали в обязательном порядке участвовать в языческих ритуалах. Священные книги уничтожали. Священников бросали в тюрьмы и требовали отказаться от веры.

В конце 302 года Максимиан, один из тетрархов, приказал сжечь христианский храм в Никомедии  городе, расположенном недалеко от места, где вскоре построят Константинополь. Вместе с храмом сожгли и его прихожан, отказавшихся участвовать в жертвоприношении римским богам. В начале 303 года на христиан в Никомедии обрушился новый виток императорских репрессий: очередные массовые казни планировалось провести в начале февраля, в день праздника бога Термина, римского покровителя дорог. А уже в марте христиан обвинили в попытке поджога императорского дворца  это стало поводом для новой массовой расправы.

Источники разнятся в описании числа жертв того страшного времени. Христианские жития называют цифру до 20 000 погибших: сюда вошли как жители самой Никомедии, так и христиане других областей империи, которых свозили в город на казнь. Среди прочих в списке погибших оказался, например, Георгий Победоносец  военачальник, знатный гражданин, который открыто объявил себя христианином перед императором. Ученые полагают, что, вероятно, это о нем писал историк и современник тех событий Евсевий Кесарийский:

«Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомедии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».

Юноша и император

Никомедия была родиной Пантелеймона, ставшего свидетелем расправ над христианами. Будущий целитель родился на стыке культур  мать его была христианкой, а отец веровал в римских богов. Житие говорит: после ранней смерти матери «отрок легко пошел по следам отцовского заблуждения; отец часто приводил его на поклонение к идолам, утверждая в языческом нечестии». При рождении мальчик получил имя Пантолеон, что значило «лев во всем»: родители полагали, что имя даст сыну необходимое в жизни мужество. Пантелеймоном юноша станет позже  когда получит дар исцеления.

По настоянию отца Пантолеон обучался грамматике, а затем был отдан в ученики местному придворному врачу по имени Евфросин. С ним он и оказался в императорском дворце, сопровождая учителя и помогая во врачебных делах.

«Все удивлялись красоте и доброму разуму отрока,  пишет святитель Димитрий Ростовский.  И царь, увидев его, спросил:Откуда он и чей это сын?. Получив ответ, царь приказал Евфросину скорее и как можно лучше научить отрока всему врачебному искусству, выразив желание иметь его при себе всегда».
Царем святитель Димитрий называет императора Максимиана, одного из четырех правителей Римской империи. Прозвище у Максимиана было Геркулий, что значило Геркулес: был он наделен необузданной силой, и столь же необузданным, по преданию, был его характер. Талантливый военачальник, Максимиан прославился своими походами против варваров. Одновременно он был нетерпим к любым представителям христианской веры  будь они даже гражданами Рима. В 286 году по его приказу был полностью перебит Фиваидский римский легион. Расквартированный в Египте, он состоял из шести тысяч римских воинов-христиан (впрочем, некоторые историки считают эпизод с его истреблением легендой).

Исследователи подчеркивают: к началу правления Максимиана (285 год) число христиан на всей территории империи выросло примерно в шесть раз. Если в 250 году их было около миллиона, то к концу века стало больше 6 млн. Это составляло около 56% от всего населения империи, полагает английский историк XVIII века Эдвард Гиббон.

Христианами становилось все больше римских граждан  это беспокоило язычника-императора. Христиане оказывались в высших кругах, в среде придворной знати, в армии (в связи с чем там периодически устраивали чистки). Легенда о Фиваидском легионе гласит: воинов-христиан по приказу Максимиана подвергли децимации  казни каждого десятого по жребию. После казней легионеры продолжали стоять в своей вере, и тогда казнь каждого десятого повторяли до тех пор, пока не истребили всех.

Целитель

Христиане, которые остались в живых после бойни в Никомедии, прятались у родственников и сочувствующих. Встреча с одним из них изменила жизнь юноши Пантолеона навсегда. Вместо того, чтобы стать врачом при императоре, он ушел врачевать в бедные кварталы города и вскоре сам примерил венец мученика.

Житие рассказывает об этом так: ежедневно Пантолеон проходил мимо одного из домов, где прятались христиане. Один из них, старец-пресвитер Ермолай, наблюдал за юношей через окошко и однажды позвал его. С этого дня они стали встречаться ежедневно: Пантолеон шел к старцу после дневной медицинской практики, и они беседовали о жизни и о Боге. Юноша, в душе которого жила память о матери-христианке, проникался проповедями старца все больше.

Поворотный момент случился в тот день, когда Пантолеон обнаружил мертвого ребенка, укушенного змеей.

Димитрий Ростовский пишет: «Взглянув на небо, Пантолеон произнес: «Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое, отрок этот ожил, а ехидна издохла». И тогда  сообщает житие  ребенок встал живым.

В тот же день Пантолеон принял крещение.

За дар исцеления его стали называть Пантелеимон  Всемилостивый. Он врачевал так: прикасался руками к больному месту и призывал Христа, и тогда слепые глаза становились зрячими, а онемевшие члены обретали способность двигаться. Он исцелил многих в Никомедии, посещал бедные дома и тюрьмы, полные христиан. В конце концов слава о нем дошла до императора.

На глазах у Максимиана юноша произнес имя Иисуса Христа и вернул к жизни парализованного больного. До него это тщетно пытались сделать языческие жрецы. Император рассвирепел: юношу, которого еще вчера хотели сделать придворным врачом, подвергли пыткам. Житие говорит: его пытались сжечь на костре в котле с оловом  но костер затух, утопить в море, подвесив к шее камень,  но камень сделался легким, отдать на съедение львам  но звери замурлыкали и легли у его ног. Тогда по приказу Максимиана Пантелеимону отсекли голову мечом. «Вместо крови, пишет автор жития,  из шеи святого потекло молоко».

Почитание

На Руси почитание великомученика Пантелеимона началось уже в XII веке. Есть сведения, что князь Изяслав, сын святого Мстислава Великого, приказал выковать лик святого на своем шлеме.

В русском православии святого чтут не только как целителя  его считают также покровителем воинов, идущих на брань. Эта традиция отсылает к его первому имени, Пантолеон.

В Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне хранится глава святого. День его памяти в этой обители празднуют девять дней. В Москве частицам мощей святого можно поклониться в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Великомученика Никиты на улице Гончарной (здесь же находится подворье Пантелеимонова Афонского монастыря).

Иконы изображают святого Пантелеимона безбородым юношей. Согласно житию он закончил земную жизнь в возрасте около 20 лет в 305 году (год рождения святого неизвестен). Спустя восемь лет после его кончины император Константин выпустил знаменитый Миланский эдикт  этот документ навсегда запретил гонения и казни христиан в Римской империи.
Михаил Боков

Русская планета