Власти ФРГ изучают возможность введения пограничного контроля для сокращения числа прибывающих мигрантов, а также внесения изменений в Шенгенское соглашение. В Германии считают, что Шенгенская зона, позволяющая беспрепятственно пересекать границы большинства европейских стран, «не может существовать», если некоторые страны Евросоюза отказываются размещать у себя беженцев. В немецком МВД подчеркнули, что члены Евросоюза должны осознавать общую ответственность и участвовать в решении общих проблем.
Самой главной головной болью Евросоюза в последнее время стала волна нелегальных мигрантов из Африки и с Ближнего Востока. Агентство «Франс Пресс» назвало ситуацию наихудшим кризисом с перемещенными лицами со времен Второй мировой войны. 24 августа президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель посвятили свою встречу в Берлине обсуждению схемы совместных действий на фоне ухудшающейся ситуации с нелегальными мигрантами. В свою очередь, Россия уже выразила готовность помочь своим европейским коллегам справиться с проблемой, об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Согласно прогнозам экспертов, текущее положение дел будет только ухудшаться. Проблема не только в наплыве мигрантов, но и в том, что системный кризис затронул Евросоюз на всех уровнях. Единая валюта, система шенгенского сотрудничества и свободного передвижения людей в рамках ЕС, принцип евросолидарности — краеугольные камни европейской интеграции. Разрушение этих институтов ставит под угрозу само будущее Евросоюза.
Негостеприимная Германия
Предложение об упразднении Шенгенской зоны прозвучало от Германии прежде всего в связи с тем, что та приняла на себя основной поток мигрантов. По данным немецкого МВД, ФРГ за текущий год приняла около 340 тысяч беженцев, и ожидается прибытие еще 800 тысяч — это вдвое выше прошлогодних показателей.
Размещение беженцев — серьезная нагрузка на экономику страны: в нынешнем году правительству ФРГ придется выделить 3 млрд евро на покрытие связанных с этим расходов. При этом в обществе, особенно в Восточной Германии, усилились праворадикальные настроения, направленные против приезжих. В последние дни зафиксировано несколько инцидентов, в ходе которых радикально настроенные демонстранты пытались помешать заселению беженцев в приюты. Так, в саксонском городе Хайденау в субботу в результате таких столкновений пострадал 31 полицейский.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов разъясняет: в заявлении Томаса де Мезьера речь идет о нелегальном проникновении на территорию ЕС граждан, не имеющих на это права. Пересекая внешнюю границу, нелегалы получают возможность свободно передвигаться по всей территории Евросоюза, в этих условиях изменение закона о Шенгенской зоне предусматривает временный контроль на границах государств.
По словам эксперта, Германия принимает основной поток мигрантов, так как проводит более демократичную миграционную политику и либерально относится к проблемам беженцев. Возможно, теперь Германия введет контроль не только на внешних границах, но и внутри страны, чтобы обнаружить нелегально перешедших границу.
Кризис евросолидарности
Ситуация с нелегальными мигрантами выявила и усилила существующие в Евросоюзе разногласия. Далеко не все страны согласились с программой распределения беженцев, предложенной Еврокомиссией, особенно не рады были«гостям» в Прибалтике.
Власти Венгрии приняли решение о сооружении защитной стены на границе с Сербией, чтобы ограничить поток мигрантов. Словакия согласна принять 200 беженцев из Сирии, но только христиан, а не мусульман. Италия и Греция выступают с обвинениями в адрес других стран, упрекая их в нежелании разделить с ними тяжкое бремя по приему беженцев. Звучат упреки и в адрес Великобритании, которая участвует в шенгенском законодательстве только в части полицейского и судебного, но не пограничного сотрудничества, и это частично облегчило ее участь.
Итальянский журналист Джульетто Кьеза считает, что мы наблюдаем все признаки большого кризиса стратегического кризиса единой Европы, которая теряет значение по многим направлениям. Это касается одновременно и евро, и евросолидарности внутри Евросоюза, а сейчас и принципов организации жизни внутри Европы, чтобы коренные европейцы могли жить спокойно.
Говоря о причинах происходящего, Кьеза отмечает: политические элиты европейских стран знают, что эти меры ничего не решат, но они не могут открыто заявить об этом, потому что все эти годы давали ложные оценки и описывали ситуацию в совершенно ином свете. В то же время общественное мнение не информировано о реальных составляющих этого кризиса.
Голос разума все же прозвучал от Чехословакии — чешский премьер Богуслав Соботка заявил, что для решения проблемы с нелегальными мигрантами в Европе необходимо идти вглубь ситуации, делать все для окончания военных конфликтов в Ливии и Сирии, чтобы прекратить массовый исход населения из этих стран.
Недуховные скрепы
Кризис Евросоюза — это многомерное явление. Не так давно Греция едва не покинула Еврозону, в Великобритании до 2017 года состоится референдум о целесообразности пребывания Соединенного Королевства в составе Евросоюза, в Испании, Дании и других странах усиливаются евроскептические тенденции. Теперь уже были озвучены сомнения в необходимости соблюдения Шенгенского соглашения. По факту единство Евросоюза, основанное на единой валюте, общем рынке, общих границах и солидарности, уже разрушено.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов замечает, что Германия — страна, наиболее заинтересованная в сохранении существующего Европейского союза, но при этом она сама же торпедирует ЕС и разрушает его. По мнению эксперта, именно немецкая политика перекачивания денег с юга на север вызвала резкое неприятие Европейского союза и европейской неолиберальной интеграции в обществе стран Южной и Восточной Европы.
Эксперт подчеркивает, что предложение ФРГ о пограничном контроле и изменении Шенгенского соглашения ни в коем случае не связано с проблемами терроризма, а с миграцией — лишь косвенно. ФРГ медленно входит во вторую волну кризиса, и ей не нужно увеличение количества рабочих рук. Пытаясь отсекать нелегальных мигрантов для того, чтобы обеспечить некую социальную стабильность страны, Германия не может не отсекать и представителей других государств Еврозоны. Это выражение недоверия к другим странам, а на недоверии ЕС развиваться не может.
«На чем же тогда держится Евросоюз? На жестком финансовом контроле Евроцентробанка, Еврокомиссии и МВФ национальных правительств всех стран. Это те самые недуховные скрепы, на которых основывается ЕС, других у него нет. К тому же уже нет прежнего доверия к этому объединению, как и нет надежд на то, что евроинтеграция приведет к развитию экономики, повышению уровня жизни. Ничего уже не осталось, только один горький осадок и очень жесткие стальные скрепы», — заключает Василий Колташов.
Дарья Андреева