Международный день коренных народов мира, отмечаемый 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН.

В нынешнем году, по словам врио губернатора Югры Натальи Комаровой, этот день будет отмечаться в округе с особым размахом. 2015 год объявлен Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического культурного наследия народов, населяющих Югру. В Ханты-Мансийск съедутся больше полусотни народных умельцев из разных городов Уральского федерального округа, чтобы принять участие в конкурсе «Славим человека труда», который пройдет при поддержке полномочного представителя Президента России в УрФО Игоря Холманских.

Сегодняшний разговор с главой Нефтеюганского района Владимиром Семёновым об особенностях территории, где соседствуют столь различные культурные традиции, вышел за рамки празднования Международного дня коренных народов мира.

Семёнов В. Н. Международный день коренных народов, точнее то значение, которое несет в себе это событие  для нас, жителей района и округа, не просто праздник, отмечаемый один раз в году, это наши будни.

Да, действительно существует серьезная проблематика, связанная с малыми северными народами, которая налагает на нас ответственность за сегодняшнее благополучие представителей ханты и манси, за сохранение этой уникальной культуры и богатейшего наследия, однако, в первую очередь, это наша особенность, преимущество и наша гордость.

На территории нашего района расположено около трех сотен историко-культурных объектов, признанных археологическими памятниками мирового значения. Это городища, святилища, могильники, святые и памятные места, которые всегда привлекали внимание археологов. Знаете ли вы, что первые историко-культурные изыскания производились здесь еще до революции?  Артефакты, найденные на территории нашего района, представляют огромный интерес для науки и истории в мировом масштабе, они находятся в экспозициях и запасниках таких музеев, как Эрмитаж.

Если говорить о дне сегодняшнем, как менялось отношение к коренным народам в районе и в округе за прошедшие десятилетия?

Семёнов В. Н. Нынешний год для нас знаковый, район отметил своё 35-летие, оставив далеко позади возраст «детских болезней». Это касается и взаимоотношений с коренным местным населением, с годами у нас выработался свой стиль взаимодействия с представителями народов ханты и манси.

Они носители не просто другой культуры, это другой вектор развития цивилизации. Если мы выбрали путь технического прогресса, то северные народы смогли донести до наших дней уникальные эмпирические знания о среде обитания и тонкое понимание природы в её неисчерпаемом многообразии. В этих различных направлениях прогресса  нет правильного или неправильного пути, верного или неверного, они просто разные.

Семёнов В.Н. Не секрет, что всегда существует опасность поглощения одной культуры другой, угроза полной ассимиляции малочисленных народов. Добавьте к этой проблеме наши исходные условия: в те годы, когда началось интенсивное освоение этих земель, твердой концепции  как сохранить традиции и культуру очень малочисленного местного населения, еще просто не было.

Однако, изучая историю нашего края, вы можете увидеть, что мудрость первооткрывателей, первых руководителей района и недропользователей состоит в том, что здесь никогда не бежали впереди паровоза, никогда не спешили что-то резко менять в привычном образе жизни аборигенов. Это и называется бережное отношение.

Семёнов В.Н. Хорошо известно, что четких и универсальных методов как сохранить малые самобытные культуры  нет, нигде в мире не могут похвастаться большими успехами. На лингвистической карте планеты все меньше языков, стремительно уходят в небытие малые формы  народности, национальности, традиции, фольклор, целые культуры. И в этом нет злого умысла, просто все большое, по законам физики, поглощает малое.

Но здесь была выбрана единственно верная стратегия  в наших краях никогда не делали поспешных шагов в этой очень деликатной сфере, никогда не было кампанейщины, прямых директив, каких-то планов выполнения.

Коренные жители всегда имели выбор  принимать ли уклад жизни, который пришел сюда с первооткрывателями, либо придерживаться традиционных форм быта и хозяйствования.

Если резюмировать смысл исторически сложившейся местной политики по отношению к малым народам, то выглядит это следующим образом: любое решение либо действие, касающиеся представителей коренных народов, должно содержать для них возможность выбора, и последнее слово всегда за ними.

А как быть, скажем, с теми случаями, когда семьи, мягко говоря, не стремятся отдавать в школу детей, аргументируя это тем, что ребенок станет охотником, шаманом или рыбаком? В такой ситуации тоже последнее слово за их родителями?

Семёнов В. Н. Не припомню ничего подобного. Дети коренных северян сегодня полностью погружены в современную среду, они точно так же хотят учиться, общаться со сверстниками, точно так же адаптированы в условиях современного детского коллектива. Когда я говорю о традиционном укладе, я имею в виду родовые обычаи, ремесла, бытование, культуру, язык, а не протестный сознательный уход в прошлое, отказ от плодов цивилизации. Современный таежный житель очень хорошо разбирается и в вопросах технических и социальных, прекрасно приспособлен к условиям жизни как в городе, так и в условиях первозданной природы.

Выбор, о котором я говорю, состоит в том, что любой представитель коренного населения вправе считать себя частью той или иной культуры.

Я вам напомню, что в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах коренных народов, согласно которой, все коренные народы имеют право определять свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями. Согласно Декларации, каждый представитель малой народности имеет право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций, имеет право обучать и передавать опыт, право на непосредственное участие в принятии решений по вопросам, которые могут затрагивать их жизнь и судьбу. Право на земли, территории и ресурсы. Еще до принятия Декларации, здесь исповедовался именно этот принцип  свободное право для малых народов на определение собственной идентичности.

Иногда складывается ощущение, что коренные малые народы выделены в отдельную категорию. Напомню, в одном из интервью глава нового Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов сказал,  «Человек в первую очередь должен быть гражданином нашей страны, а потом уже представителем своей национальности».

Семёнов В. Н. Абсолютно верно. Когда представители одного малочисленного народа встречаются на международных форумах и конференциях, наш гражданин всегда представляется россиянином. И в этом нет никакого противоречия, у каждого из нас есть чувство малой родины, а есть ощущение принадлежности к большой стране, и кем бы не были по национальности наши родители  ханты, русские или украинцы, но человек с паспортом Российской Федерации с гордостью называет и ощущает себя россиянином.

А что касается «отдельной категории», здесь есть большая доля истины. При общей численности населения Нефтеюганского района в 46 тысяч человек, представителей ханты, манси и ненцев  чуть более 1%. Без государственной поддержки малочисленные в прямом смысле народы не имеют шансов сохранить свою национальную идентичность, родовые традиции, культуру.

Достаточно сказать, что финансирование программы поддержки коренных народов в Югре сегодня составляет порядка 600 млн. рублей. Много это или мало? Для справки: по всей стране на эти цели выделяется не более 900 млн. рублей.

Справка «ЕрмакИнфо»: Постановлением администрации Нефтеюганского района от 09.04.2014 «О комиссии по вопросам сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера администрации Нефтеюганского района», гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в Нефтеюганском районе предоставляются следующие виды государственной поддержки:
-предоставление единовременной финансовой помощи молодым специалистам, работающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности,
-предоставление субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования,
 предоставление субсидии на приобретение материально-технических средств,
 предоставление субсидии на приобретение северных оленей,
-предоставление субсидии на продукцию традиционной хозяйственной деятельности (пушнина, мясо диких животных, боровой дичи),
-компенсация расходов на оплату обучения правилам безопасного обращения с оружием.

Семёнов В. Н. Под особым контролем муниципальной власти находятся вопросы социальной поддержки людей, проживающих в юртах. У нас организованы вылеты вертолетов для нужд таких семей. В частности, проводятся мероприятия плановой вакцинации детей, профилактических медосмотров, транспортировка больных в стационары, оперативно доставляют рожениц в роддом.

По последним данным, численность коренного населения, проживающего на территории Нефтеюганского района, неуклонно растет, сегодня их более 500 человек. В районе располагаются 33 территории традиционного природопользования, общая площадь которых составляет половину территории района.

Администрация района контролирует вопросы согласования с нефтяными компаниями размещения промышленных объектов, чтобы не были ущемлены интересы семей. В обязательном порядке недропользователи заключают соглашения о компенсации убытков, если будет нанесен ущерб окружающей среде.

Если говорить об округе в целом, достаточно сказать, что в Югре разработано 12 законов, более полусотни нормативных актов, направленных на поддержку коренных народов.

Что бы Вы привели в качества примера успешного районного опыта, который мог бы быть интересным для распространения в других регионах, где проживают аборигены?
Семёнов В.Н. В районе делается немало, у нас проходят праздники «Вороний день», День Рыбака, День коренных народов Мира, о котором мы сегодня говорили, но особо отмечу традицию проведения соревнований по гребле на обласах.

С 2002 года у нас в районе на базе дома отдыха «Сказка» проходит Открытый Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа по гонкам на обласах. Это лодки, которые имеют вековую историю создания, они вобрали весь опыт охотников и рыболовов ханты и манси, делаются из особых пород древесины, при этом учитывается возраст дерева, очень интересна сама ручная технология их создания.

Наш опыт проведение подобных чемпионатов дал начало целому явлению: родился новый вид спорта. А кроме того, мы помогли сохранить уникальный промысел, и уже успешно пропагандируем его. В прошлом году участие в наших соревнованиях приняли финно-угорские представители из Эстонии, Латвии, Венгрии и Финляндии.

По большому счету, это и есть эффективная форма той работы, которая нацелена на возрождение культуры коренных народов Севера.